В последнее время международные проблемы часто пытаются решить при помощи референдумов. В прошлом году именно референдум определил принадлежность Крыма. Народ проголосовал «за», и Россия при помощи военной силы отобрала полуостров у Украины. На референдуме же решали проблему независимости Шотландии от Великобритании. Тогда шотландцы проголосовали «против». В начале этого года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон (David Cameron) объявил о намерении до конца 2017 года вынести на референдум вопрос о выходе из ЕС. Более того, в конце июня премьер-министр Греции Алексис Ципрас неожиданно объявил о проведении референдума по соглашению с кредиторами ЕС. Несмотря на протесты со стороны Европейского Союза, этот референдум все же прошел 5 июля.
Специалисты говорят о том, что Грецию взяли в ЕС без проверки, которая выявила бы, соответствует ли страна экономическим условиям союза. Тогда Европа опасалась, что в ЕС начнет проникать влияние Африки, которая расположена по ту сторону Средиземного моря. Подобная политическая концепция проявляется и в мерах ЕС, которые были приняты в связи с греческим кризисом.
Вопрос заключается в том, почему в этих случаях власти прибегают к референдумам.
Возможно, дело в том, что проблемы мирового сообщества стали оказывать чрезмерное влияние на внутренние социальные проблемы. Усложнились взаимоотношения между слоями общества. Сторонам куда труднее прийти к общему мнению. Руководители также лишились политической опоры, которая нужна им для принятия решений. Другими словами, для демократических стран стало характерно ослабление политической опоры правительства для принятия решений по спорным вопросам.
В итоге профессиональные политики стараются уйти от ответственности, доверив принятие решений влиятельным лицам. Недееспособность подобной демократической политики становится все более очевидной.
Тем не менее не все страны прибегают к референдумам для решения важных вопросов. В России и Китае, где доминирует одна партия, вместо проведения референдумов укрепляют авторитарную систему управления. Другими словами, чтобы предвосхитить возможное разделение мнений, Москва и Пекин усиливают борьбу с инородными элементами внутри страны.
Глобализации все равно: демократическая многопартийная система или авторитаризм. Она создает серьезные проблемы для различных политических систем: принимать решения становится все сложнее. Хотелось бы, чтобы пресса уделила пристальное внимание этой проблеме.
Автор — профессор Университета Квансэй Гакуин.