Хиллари Клинтон придерживается вполне понятной предвыборной стратегии. Во всех вопросах — от иммиграции, реформы финансирования выборов и до уголовного права — она занимает более левые позиции, чем действующий президент Барак Обама, чтобы привлечь либеральных избирателей. Только в вопросе Израиля она занимает более правые позиции ради привлечения спонсоров из лагеря ястребов.
Последним примером стало письмо, опубликованное Клинтон с протестом против движения BDS (Boycott, Divestment and Sanctions — «Бойкот, отзыв инвестиций и санкции»). Особый интерес вызывает один из тех, кому письмо адресовано — Хаим Сабан. Сабан не входит в число экспертов по Ближнему Востоку или по еврейской культуре, зато он выписывает чеки на крупные суммы. И он — не просто суперспонсор, он — суперспонсор, который считает, что Обама враждебно настроен к Израилю.
Если читать письмо Клинтон, помня о личности человека, которому оно адресовано, то начинает вырисовываться некая картина. Во-первых, не ждите, что Клинтон будет чересчур беспокоиться о палестинцах. Барак Обама в книге «The Audacity of Hope» («Дерзость надежды»), посвященной своей предвыборной кампании, подчеркнул гуманную сторону израильтян и палестинцев. «Я побывал в Израиле и на Западном берегу, — написал он. — Я говорил с израильтянами, потерявшими родителей в Холокосте, а братьев и сестер — в терактах смертников. Я говорил с палестинцами, жаловавшимися на унижения на блокпостах и на потерю земель. Я пролетел на вертолете над линией, разделяющей два народа, и не смог отличить еврейские города от арабских. Все они казались хрупкими постройками на зеленых скалистых холмах».
Сравните это с тем, что написала Клинтон. Она, конечно, поддерживает принцип «два государства для двух народов», но только потому, что от этого зависит безопасность Израиля и его дальнейшее существование в качестве еврейского демократического государства. Вовсе не из-за оправданных жалоб и справедливых устремлений палестинцев. И она пишет об этом в письме к человеку, который поддерживает создание палестинского государства по тем же причинам, чтобы обеспечить еврейское большинство в Израиле. Свои взгляды на этот вопрос он выразил в ноябре минувшего года, когда поддержал высказывание Шелдона Адельсона о том, что «палестинцы — это придуманный народ».
Второй момент — Клинтон на самом деле не настроена на решительную борьбу с BDS. В письме она просит Сабана посоветовать, как объединить усилия, несмотря на партийные разногласия, и привлечь широкий спектр сил для борьбы с этим движением. Но Хаим Сабан уже высказал свой совет, и если ему следовать, произойдет катастрофа. Вместе с Шелдоном Адельсоном он провел конференцию на тему борьбы с BDS, в которой участвовали только еврейские организации правого толка вроде тех, что защищают присутствие Израиля на Западном берегу и праворадикалы, считающие, что Обама мусульманин. Левых сил, например, J-Street или «Шалом Ахшав», там не было. Другими словами, единственные американские еврейские организации, пользующиеся доверием либералов, которые могут стать сторонниками BDS, не участвовали в этом мероприятии.
Третий любопытный момент — это намек Клинтон на то, что она может выступить против Обамы, если он осенью поддержит проведение в ООН резолюции о двух государствах для двух народов. В письме она сравнивает BDS с палестинскими инициативами в ООН. «Мы считаем эти атаки в ООН и в других местах... Как сенатор и госсекретарь, я понимала, насколько важно, чтобы США продолжали защищать Израиль при любой возможности. На посту госсекретаря я выступала против десятков антиизраильских инициатив в ООН и следила за тем, чтобы США блокировали односторонние попытки палестинцев провозгласить государство через ООН», — написала она. Следила. То есть без ее контроля другие высокопоставленные представители администрации не спешили бы помогать Израилю.
«Палестино-израильский конфликт может быть решен только путем прямых переговоров. Нельзя навязать решение извне в одностороннем порядке», — написала Клинтон. Это ерунда. Израиль ежедневно навязывает односторонние решения, конфискуя земли на Западном берегу. Единственный способ остановить Израиль — это навязать решение извне. В 2000 году это понял Билл Клинтон, опубликовав свою мирную инициативу. Сегодня такая программа еще более необходима, чем в прошлом.
Как мирные переговоры могут завершиться успехом, если Биньямин Нетаньяху постоянно говорит, что не согласен на создание палестинского государства в ближайшем будущем, а также никогда не согласится на отступление к границам 1967 года? Единственный шанс на успех — это заставить Нетаньяху или того, кто его сменит, вернуться к инициативе Клинтона и арабской мирной инициативе.
Если внешнего давления на Израиль не будет, то люди, которые поддерживают прекращение оккупации по этическим соображениям, не смогут поверить, что оккупации можно положить конец без BDS, и они постепенно перейдут на сторону этого движения, несмотря на то, что оно не ограничивается борьбой с оккупацией и ставит под сомнение саму законность существования государства Израиль.
Администрация Обамы, намекая на готовность поддержать осенью международную мирную инициативу, предлагает лучшую альтернативу BDS. Если Клинтон поможет торпедировать эту инициативу, то Сабан может в будущем ожидать ее новых писем о борьбе с BDS, поскольку своими действиями лидирующий претендент на пост кандидата в президенты от Демократической партии поможет этому движению расцвести пышным цветом.