Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не нужно лжи под лозунгом «Руки прочь от моей церкви»

Петиция «Руки прочь от моей церкви», которую подписала группа политиков с Николя Саркози и Жильбером Колларом, представляет собой настоящее мошенничество, совершенно не отражающее реального положения дел.

© AP Photo / Christophe Ena, FileСобор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Истерия вокруг религии (в соседних странах ничего подобного не наблюдается, несмотря на теракты в Великобритании и Испании) достигла своего апогея в петиции «Руки прочь от моей церкви». Она была запущена по инициативе писателя Дени Тиллинака и опубликована в журнале Valeurs actuelles, который был только рад укрепить позиции в киосках и СМИ, даже если для этого нужно вступить на почву ультраправых.

Разве сегодня во Франции нет никаких других способов увеличить продажи газеты и привлечь новые голоса, кроме эксплуатации страха перед исламом? Нынешняя истерия вокруг религии (в соседних странах ничего подобного не наблюдается, несмотря на теракты в Великобритании и Испании) достигла своего апогея в петиции «Руки прочь от моей церкви». Она была запущена по инициативе писателя Дени Тиллинака и опубликована в журнале Valeurs actuelles, который был только рад укрепить позиции в киосках и СМИ, даже если для этого нужно вступить на почву ультраправых.

Текст этой петиции (ее уже подписали такие личности, как Николя Саркози, Эрик Земмур, Ален Финкелькраут, Кристин Бутен, Жильбер Коллар, Жаннетт Буграб и Филипп де Вилье) пронизан ностальгией по старым порядкам, традиционной Франции, которая верна своим пейзажам и католическим корням. Как утверждается, «десятки тысяч колоколен, которые возвели на нашей земле исполненные благочестия предки», сейчас оказались под угрозой. Причем, не со стороны не в меру рьяных светских чиновников антиклерикального государства, которые выдворяли конгрегации (1904) и ввели «инвентарный закон» (1906), а из-за нового мусульманского «вторжения» и «великого замещения» (Рено Камю и его прихлебатели уже давно называют его будущим Франции).

Ответственность в спорах о религии

Выдвинувший петицию Дени Тиллинак (из под его пера вышел прекрасный «Путеводитель влюбленных в католицизм») — отнюдь не реакционер. Тем не менее этот близкий друг Жака Ширака, патриот традиционной Франции, прекрасно воспитанный и вежливый человек, оказался, сам того не желая, вовлеченным в водоворот, где завывают ветра свободных и радикальных правых.

Другой звездой дня невольно стал Далиль Бубакер, который вот уже более 30 лет возглавляет Парижскую мечеть и представляет лицо французского ислама, глашатая умеренной мусульманской веры. Именно он 15 июня (с подачи бравшего у него интервью Жана-Пьера Элькабаббаша) неосторожно предложил передать несколько церквей мусульманским ассоциациям для проведения молитв. С тех пор он отказался от этих слов и говорит, что это «не перспектива» для мусульман. Но поздно. Его уже окрестили радикальным исламистом.

Ни Дени Тиллимак, ни Далиль Бубакер не вписываются в карикатуру, на которой их изобразили после появления петиции. И это заставляет нас задуматься об информационной и политической безответственности, которая с января лишь нарастает в обсуждении религиозных вопросов.

Но есть ли у кого-то право так играть на исламской угрозе? Заставлять людей поверить в существование планов по передаче церквей мусульманским ассоциациям на уровне католического духовенства, государственных или местных властей? По данным Министерства внутренних дел, из 45 000 приходских церквей и часовен 40 000 (они были построены еще до принятия закона 1905 года о разделении церкви и государства) принадлежат не церкви (она является лишь их пользователем), а коммунам (соборы находятся в собственности департаментов).

Разве можно утверждать, что во Франции начался процесс передачи церквей, потому что несколько часовен (их можно пересчитать по пальцам одной руки) были сданы в аренду мусульманским ассоциациям? В таких странах, как Канада, Нидерланды, Бельгия и Германия, собственниками церквей являются сами католические (или протестантские) приходы. В некоторых случаях они были вынуждены продать их, потому что те не использовались, или же на их содержание не было средств. Во Франции же этим занимаются коммуны. И хотя заброшенные церкви являются настоящим кошмаром для мэров, подавляющее большинство из них, правые и левые, верующие и атеисты, стараются содержать их в порядке. И они совершают настоящие подвиги, причем не только из-за лежащих на них обязательствах или по предвыборным соображениям, но и в силу понимания, что церкви являются важнейшей частью самосознания и наследия их коммуны.

Католики — многочисленная «социальная группа»

Разве можно заявлять, что горстки заброшенных и пустующих церквей (они, кстати, расположены главным образом в сельских районах) было бы достаточно для удовлетворения потребностей мусульманского сообщества, которое проживает по большей части в пригородах и городских центрах, где нет церквей «на продажу»?

Но можно ли утверждать, по неведению или глупости, что почти все церкви во Франции пустуют, хотя католическая «социальная группа», если верить специалистам, по-прежнему собирает воскресным утром больше всего верующих: 5% населения или 3 миллиона человек. Это куда больше стадионов, музеев и концертных залов. Хотя во французском католицизме ежегодно посвящаются в сан всего 60 священников (данные на 2015 год) против 1 000 в 1950-х годах, а число активных верующих, крестин и церковных браков резко сократилось за тот же период, церковь по-прежнему остается популярным местом сбора в ключевые моменты жизни.

Пойдем дальше. Разве можно утверждать, что правое или левое правительство когда-нибудь пойдет на абсурдный и опасный шаг, разрушив хрупкое равновесие во владении храмами, которое уходит корнями к закону 1905 года («национальному памятнику», как говорил Жак Ширак) и столько лет создавалось и защищалось поколениями юристов и политиков?

Есть ли у кого-то основания говорить, что правое или левое правительство может пойти на безумный риск разжигания во Франции религиозных войн и расшатывания общественного порядка (в спорах нередко можно услышать аргумент о константинопольском Соборе Святой Софии, который турки султана Мехмеда II превратили в мечеть после захвата города)?

Наконец, разве можно утверждать, что католицизм и ислам, «церковь и мечеть» соперничают друг с другом за право владения храмами?

Католики и мусульмане проделали большой путь к сближению с тех пор, как в Ватикане перестали говорить, что «вне церкви спасения нет». Как бы то ни было, эти годы не слишком заметного и не особенно плодотворного диалога не позволили преодолеть теологические разногласия. Нет, христиане и мусульмане вовсе не молятся одному богу, как не к месту сказал Далиль Бульбакер, мудрый политик, но не лучший теолог.

Есть и те, кто относится к вопросу слишком легкомысленно, как, например, епископ Эври Мишель Дюбост: «Я бы предпочел, чтобы в старой часовне молились — пусть даже мусульмане — а не дебоширили».

Однако самые мудрые католики понимают, что синкретизм здесь не выход, и что раздел храмов (четкое распределение дней и пространства), как это уже практикуют в часовнях некоторых больниц и тюрем, предполагает очень жесткие рамки для соблюдения чужих прав и предотвращения напряженности. А такого уважения нам сейчас крайне не хватает в общественном пространстве.