Недавно мы отмечали 600-ю годовщину мученической смерти Яна Гуса. Его жизнь и смерть, несомненно, повлияли на чешскую и европейскую историю. Однако мнения о том, кем был Ян Гус, сильно расходятся. Примечательно, насколько взгляды на Яна Гуса зависят от жизненной философии каждого человека. Одни видят в нем социального революционера, который в свое время не имел доступа к правильной (марксистской) теории. Для других он — еретик, который разлагал единую настоящую церковь. Для третьих он — видный интеллектуал и языковед. Четвертые разделяют его идею о защите собственных взглядов любой ценой. Эти, скорее, обожествляют собственные воззрения. Кто-то считает его глупцом, который дал сжечь себя из-за убеждения, от которого ничего не получил. При этом, говоря сегодняшним языком, он был «упакован»: занимал высокую должность в Карловом университете (был его ректором), получал зарплату от государства и, кроме того, имел возможность хорошо «подработать». Есть также те, кому на Гуса наплевать. У них есть дела и поважнее.
Так кем же был Ян Гус? И что привело его на костер?
Через всю жизнь Яна Гуса серебряной нитью проходит стремление к правде. Не к какой-то личной правде, которая у каждого может быть своя — чаще всего та, которая наиболее удобна. Нет, он стремился к абсолютной правде, высшей, которую нельзя присвоить. Целью жизни тогда становится не «быть правым», а оставаться в правде. Эту правду Ян Гус нашел в Иисусе Христе. Он понял, что сам по себе не достаточен, обременен виной, полон предрассудков. И что единственный, кто может изменить это состояние, является Иисус Христос, который, хоть и сам был без вины, умер за вину других. Остается лишь признать свою вину, свою недостаточность перед богом и возложить надежды на крест Христа. Он познал Правду, и она изменила и освободила его (Библия, Евангелие от Иоанна 8.32). Она освободила его до такой степени, что он перенес заключение, обвинения, лжесвидетельства, физическую и душевную боль и, наконец, смерть на костре. Он не возмущался, не проклинал. Он остался покорным. Он выдержал это не из-за того, что был прав, не из гордости, высокомерия или, скажем, благодаря медитации. Он вынес все, потому что жил в правде. Он был в центре правды. Он был уверен, что его ожидает намного лучшее будущее, которое судьи не могут у него отобрать.
И пусть это не очевидно, но на поисках, познании и принятии правды основана наша цивилизация. Это процесс. Даже можно сказать, что правда — это глагол. Она динамична. Каждое новое поколение снова проходит через этот процесс и реагирует на меняющиеся обстоятельства. На правде основано качество межчеловеческих отношений, политики, науки, судебной системы и, скажем, образования. Если мы от нее откажемся, качество нашей жизни резко снизится.
Но правду нельзя продиктовать или узаконить. Ее поиски свободны, и без свободы они как минимум усложняются. Никто, кто живет в правде, не забирает свободу у других. Поэтому свобода — это еще один столп нашей цивилизации. Свобода не как синоним своеволия, а свобода искать правды, идти по непроторенным путям. Свобода рисковать тем, что выбранный путь к правде не верен. Свобода постоянно подвергать свою правду испытаниям, чтобы та подтвердилась. Свобода оставить правду, которая изменила, но и свобода не продавать познанную правду. Свобода дать возможность другим искать свою правду. Ведь никто не может сказать, что нашел правду, узаконить ее и принудить других принять ее.
Правда хрупка и не может жить в несвободе. Даже с самыми лучшими побуждениями общество, живущее в несвободе, превратится в диктатуру. Когда атеисты узаконили свою правду, появились две крупнейшие диктатуры XX века — коммунистическая и нацистская. Они «были правы» и не боялись свою правду навязывать. Этим во времена Гуса грешила католическая церковь. Протестантские церкви в некоторых регионах и некоторые периоды тоже этим страдали. Ислам же опасен именно потому, что без колебаний навязывает свою правду силой.
Из правды и свободы вырастает демократия и правовое государство. Не наоборот. Поэтому провалом оканчиваются попытки вывезти демократию туда, где люди не ищут правды. В частности в исламский мир. Там уже нашли свою правду, законсервировали ее и теперь с ожесточением стараются игнорировать доказательства, свидетельствующие против их правды. И так, пусть территорию ислама называют домом мира, оказывается, что это ложь. Большая часть мусульманского общества живет в несвободе и в разной степени ненависти, из которой часто вырастают конфликты и терроризм. Конечно, это не то состояние, которое можно назвать миром.
В случае путинской России мы являемся свидетелями постепенного установления диктатуры. Сокращается пространство для свободы и навязывается единственная «правда», воплощенная лидером. Извне кажется, что граждане России по большей части с этим согласны. Открыто отстаивать в России позицию, отличающуюся от официальной правды, означает быть смелым.
Наша западная цивилизация, несмотря на все недостатки и оплошности, по-прежнему гарантирует свободу, которая в других местах невероятна. Так это и в Чешской Республике. Плоды этой свободы мы пожинаем сегодня и каждый день, уже даже не осознавая этого. Давайте ценить и защищать свободу, давайте будем осторожными с ее ограничениями.
Карел Чапек еще 80 лет назад отметил, как легко мы говорим о том, что мы — народ Гуса. «Но ты, человек, ты сам лично являешься ли человеком Гуса? Знаешь ли ты о нем вообще что-то, и обязывает ли Тебя его верность познанной правде?», — задавался вопросом Чапек. На этот вопрос каждый должен ответить сам. Небольшую подсказку нам дает сам Ян Гус, говоря: «Если я не могу освободить правду во всем, то хотя бы я не хочу быть врагом правды».