Эпоха интернета не щадит издателей газет. Она едва не убила тематическую рекламу, ускорила сокращение тиражей и приковала внимание читателя к бесконечному множеству блогов, видеоматериалов и вебсайтов.
Но после десятилетней борьбы в стремлении не отстать от подрывных технологий в царящем в издательском деле сумраке блеснул луч надежды. А вместе с надеждой пришел главный источник издательских бед и страданий: Кремниевая долина.
Apple и Facebook объявили о создании новостных сервисов, способных дать важный поток доходов издателям, расширить их читательскую аудиторию, а со временем предложить им прямой выход на платящих за подписку читателей.
Facebook заручилась поддержкой и услугами девяти издательств для своего сервиса Instant Articles, который уже запущен в ограниченном формате в США с новостным контентом от BuzzFeed, The Atlantic и The New York Times. (В ближайшее время планируется начать работу сервиса в Европе.) Между тем, компания Apple заключила соглашение с десятками изданий, которые будут предоставлять новости для ее нового приложения в стиле журнала Flipboard, которое начнет работать осенью. Среди них The New York Times, The Guardian, The Economist и Financial Times.
С учетом горького опыта последних лет издания, естественно, отреагировали на новые сервисы со смешанным чувством страха и оптимизма. Генеральный директор The New York Times Марк Томпсон (Mark Thompson) указывает на преимущества, которые дает возможность предоставлять новостной контент обширной новой аудитории. «Речь идет о возможности бесплатно предоставлять контент одному с лишним миллиарду человек, — говорит он. — Населения у Facebook больше, чем у Китайской Народной Республики».
Но есть опасения, что Apple News и Facebook Instant Articles, которые не платят за контент, изменят само понятие вебсайта газеты или журнала как отдельного бренда, который надо читать целиком, не разбивая на отдельные истории и не разбрасывая новости по разным приложениям. Эти сервисы могут выхолостить бренды изданий как сайтов-депозитариев информации и способствовать росту популярности бренда платформы«, — говорит медийный советник и бывший издатель Wall Street Journal Гордон Кровиц (Gordon Crovitz).
Издатели в частном порядке выражают озабоченность по поводу той власти, которую обретут Apple и Facebook, и того вреда, который новые сервисы новостей причинят платным моделям подписки. Apple заявила изданиям, что со временем ее сервис будет включать возможность подписки, и что они смогут сохранить у себя все доходы от рекламы, которые будут приносить сервисы Apple и Facebook. Но компании не исключили возможность того, что в будущем эта схема может претерпеть изменения.
У Apple и Facebook есть общая цель: увеличить то время, которое пользователи проводят на их сервисах, все чаще заходя туда через смартфоны. Смартфоны стали господствующим средством для чтения новостей. В этом году на их долю впервые придется 50% читаемых новостей. Это существенное увеличение по сравнению с 2012 годом, когда данный показатель составлял 25%, сказал аналитик Newsonomics Кен Доктор (Ken Doctor).
По его словам, повышение интереса Facebook и Apple к новостям приведет к тому, что «смартфон станет основной точкой доступа для многих читателей». Один издатель, ведущий переговоры с обеими компаниями, излагает эту идею иначе: «Facebook и Apple наконец-то осознали тот факт, что новости на мобильных устройствах — это ценно».
Стимул для изданий
То обстоятельство, что две крупнейшие в мире технологические компании обнаружили ценность в секторе, который игнорируют многие инвесторы, обычно стало бы поводом для торжества в отрасли, которой в последнее время нечем похвастать. В США совокупные доходы от газетной рекламы в печатных и цифровых источниках снизились с почти 50 миллиардов долларов в 2005 году до 20 миллиардов долларов в прошлом году, о чем сообщает исследовательский центр Pew. За этот же период доходы от цифровой рекламы на газетных вебсайтах увеличились с двух до 3,5 миллиарда долларов.
Похвастаться тиражами издания тоже не могут. В США у некоторых крупных ежедневных газет в таких городах, как Майами и Сан-Франциско, контролируемый тираж с 2005 года сократился на целых 50%, о чем свидетельствуют данные некоммерческой организации Alliance for Audited Media. Такая же мрачная картина и в Британии. Крупнейшая по продаваемому тиражу газета The Sun с 2008 года потеряла один миллион читателей, о чем свидетельствуют цифры международной федерации Audit Bureau of Circulation. Другие таблоиды и широкополосные газеты также продают меньше экземпляров. За последние 12 месяцев объем продаж ежедневных британских газет упал на 7,6% и сегодня составляет в среднем чуть больше семи миллионов.
Большинство ежедневных изданий с крупными тиражами ввело платный доступ к информации, дабы компенсировать потерю доходов от снижающихся продаж печатного формата и рекламы, но добилось весьма ограниченных успехов. Так, у The New York Times около одного миллиона подписчиков на цифровой формат, а Wall Street Journal сумела набрать 742 000 платящих за информацию читателей цифровой газеты. Но у компании Tribune Publishing, которая владеет 10 ежедневными изданиями, включая Los Angeles Times, Chicago Tribune и Baltimore Sun, в конце первого квартала было всего 67 000 платящих за информацию подписчиков на ее издания.
Пока издания с трудом переходят на цифровое поле, в социальных сетях аппетит на онлайновые новости резко усиливается. Символом этой тенденции стало расширение бесплатных сайтов, таких, как BuzzFeed, которые специализируются на массовом популярном контенте. «Поиска становится меньше, а в обнаружении контента все более важную роль начинают играть приложения социальных сетей», — говорит Томпсон.
Долгие годы «в представлении онлайновых новостей доминировал сервис Google News», говорит Доктор. Издателей раздражала его мощь и рыночное влияние, но «теперь у них появился новый источник трафика» — Facebook Instant Articles и Apple News — которые «дают больше надежд на прибыль». Другие приложения новостей, например, Flipboard, не сумели пробиться и занять весомую нишу. Какая судьба ждет Facebook с его «мгновенными статьями»?
Спрос на новости
Facebook — это известная соцсеть в вопросах отсылки пользователей на новостные сайты. Google занимает в этом вопросе первое место, и с января по февраль на его долю пришлось около 41% всего интернет-трафика. Однако социальные сети во главе с Facebook посягают на это лидерство, и по данным поставщика аналитики сайта Parse.ly, на их долю приходится около 36% всех направлений на другие сайты.
Новости на Facebook читает или смотрит почти треть взрослого населения США. Это почти половина из тех 64%, что пользуются этой социальной сетью. Таковы данные исследовательского центра Pew, опубликованные в сентябре. Для сравнения: в Twitter новости ищут 8% взрослых пользователей.
Facebook хочет увеличить количество времени, которое пользователи проводят на его платформе: новости заманивают людей на ее мобильное приложение чаще и заставляют их находиться там дольше. Однако на загрузку материалов с других сайтов по ссылке с ленты новостей уходят дополнительные секунды. «Люди не хотят ждать так долго, и поэтому многие отказываются от чтения новостей еще до того, как они загрузятся», — говорит руководитель Facebook Марк Цукерберг.
Для решения этой проблемы и был создан Instant Articles. В этом формате на сайте Facebook появляется вся статья вместо того, чтобы направлять читателя к статье посредством мини-поисковика в приложении.
«Важна каждая секунда, — говорит менеджер по продукции Instant Articles Майкл Рекхау (Michael Reckhow). — Скорость это самый важный фактор, который вы можете обеспечить на мобильном устройстве». У Facebook есть инструменты, позволяющие загружать статьи в 10 раз быстрее за счет упрощения сложных сетевых запросов. У новостных изданий таких инструментов нет, отмечает он. Новый формат также позволяет размещать больше фото и интерактивных элементов без снижения скорости. «У пользователей Facebook появляется возможность пользоваться все большим количеством ссылок на новости».
Facebook пользуется услугами девяти изданий для пополнения контента Instant Articles. У Apple таких источников несколько десятков, включая The Economist, Politico, The Daily Telegraph и такие журналы как GQ, Vanity Fair и Marie Claire. Но на эту подножку вскочили далеко не все издания.
От участия в этих схемах отказалась News Corp, владеющая крупным портфелем газет, включая Wall Street Journal, The Sun и The Times. Глава News Corp Роберт Томсон (Robert Thomson) говорит, что эти инициативы напоминают «архаичный сад за забором в стиле AOL» 15-летней давности.
По его мнению, предоставление контента этим сервисам новостей может навредить неповторимости отдельных изданий News Corp. «Вопиющее агрегирование принимает различные формы, и нет ощутимого смысла в том, чтобы топить нашу самобытность и наши доходы в потоке контента. У нас выдающаяся журналистика, и она обладает коммерческой ценностью. Так зачем же позволять подрывать эту колоссальную ценность в форматах, которые превращают содержание в товар?»
Но у других издателей перспектива пробиться к более молодой аудитории — к читателям, которые вряд ли захотят раскошеливаться на цифровую подписку — подавляет любые сомнения. «Если вам кажется, что эти цифровые пользователи не станут подписчиками, победой становится уже сам факт того, что вы сможете получить от них финансовую выгоду за счет рекламы», — говорит Томпсон из The New York Times.
Эти сервисы должны обеспечивать издателям возможность придавать новое измерение пакетам рекламных продаж, говорит Доктор из Newsonomics. «Например, вы New York Times, и вы заключаете сделку с Ford, начиная совместно рекламную кампанию для них на 400 000 долларов. Вы можете размещать рекламу на NYTimes. com, вы можете размещать ее на ваших новостных приложениях. А теперь вы еще может размещать ее рядом с материалами New York Times в Facebook. Увеличивается охват, увеличивается читательская аудитория, но благодаря Facebook эта аудитория будет моложе».
Привлекая таланты и знания
Но у издателей есть и другие серьезные причины для беспокойства. IT-компании это не просто каналы и платформы для новостей и рекламы. Они посягают на территорию газет и журналов, занимаясь практической журналистикой, нанимая людей, чтобы те выносили редакционные суждения об отборе и размещении материала.
Apple недавно начала приглашать редакторов на работу в Apple News в попытке придать новостям такую же степень индивидуализации, как она делает это со своим новым музыкальным сервисом Apple Music. В опубликованном недавно объявлении о приеме на работу говорится, что компания ищет журналистов с «опытом работы в редакциях новостей», могущих «отыскивать оригинальные и интересные истории, которые вряд ли удастся установить с помощью алгоритмов».
Twitter тоже нанимает журналистов. В его проекте Project Lightning, который будет запущен осенью, будут представлены новости, которые уже наполняют эту платформу кратких сообщений; но сделано это будет так, что находить их станет легче. Компания формирует собственную редакторскую команду, которая будет заниматься отбором 25-30 лучших твитов на заданную тему.
Непонятно, как Facebook и Apple будут формировать свою редакционную политику: эти компании пока не сообщили, будут ли они, например, публиковать материалы о собственной деятельности. А в связи с этим возникают важные вопросы для издателей, говорит директор Центра цифровой журналистики им. Тоу при факультете журналистики Колумбийского университета города Нью-Йорка Эмили Белл (Emily Bell).
«Журналистика всегда обладала независимостью в производстве и распределении, — говорит она. — Но сейчас мы впервые уходим от этого прочь. Издания начинают зависеть от структуры власти, о которой они должны публиковать свои репортажи и материалы».
Все это похоже на фаустовскую сделку в отрасли, у которой нет иного выбора, отмечает Белл. «В этих платформах нет никакой прозрачности и открытости. Но у нас нет иных вариантов, кроме как ухватиться за них, если мы хотим сохранить аудиторию и свою актуальность».