Недавняя атака боевиков «Исламского государства» на египетские военные объекты на Синайском полуострове породила в Израиле обоснованные опасения возможности такого же нападения на израильских солдат в районе египетской границы.
Всего через несколько дней ИГИЛ напомнил Израилю о своем существовании и предупредил о том, что последует в будущем, выпустив несколько ракет из приграничного района на Синайском полуострове, обвинив Израиль в помощи египетской армии, воюющей с ИГИЛ. Впрочем, ИГИЛ не нуждается в оправданиях для нападений на Израиль. Боевики группировки, ранее называвшейся «Ансар Байт аль-Макдис», неоднократно обстреливали Израиль ракетами, а летом 2011 года совершили теракт на шоссе № 12, когда были убиты восемь израильтян, в том числе и военные, и мирные жители.
Тем не менее, в последние годы на Синайском полуострове произошли кое-какие перемены. Нападение на позиции египетских солдат означает, что прямо под носом у Израиля и Египта сформировалась, окрепла и усилилась группировка, и больше нельзя говорить о маленьких ячейках, совершающих одиночные теракты и немедленно скрывающихся в убежищах.
Скоординированная атака 300 боевиков среди бела дня, захват и удержание египетского городка Шейх-Зуэйд говорит о том, что мы имеем дело с полноценным ополчением, которое свободно орудует в значительной части Синайского полуострова, строит базы и тренировочные лагеря и в целом беспрепятственно контролирует Синай. Такая атака также свидетельствует о высоких оперативных возможностях синайского отделения ИГИЛ, которое не испытывает недостатка в финансировании, оружии, людях, а также имеет способных командиров. И все это свидетельствует о том. что египетская армия, к сожалению, оказалась не в состоянии восстановить контроль над территориями ИГИЛ на севере и в центре Синайского полуострова.
Подобная ситуация может уже очень скоро сложиться и на северной границе Израиля, к которой семимильными шагами приближаются боевики ИГИЛ. Еще год назад эти террористы находились на востоке Сирии, примерно за тысячу километров от израильско-сирийской границы. Сейчас они находятся в часе езды от границ, и возникло опасение, что группировки, действующие в приграничной зоне, присягнут ИГИЛ, как было на Синайском полуострове. К тому же, в Иордании тоже может сложиться такое же положение, как и в Египте, и ИГИЛ создаст базы на территории королевства, чтобы наносить удары по иорданской армии и по Израилю.
На Синайском полуострове, как и в Сирии, ИГИЛ располагает плацдармами, позволяющими беспрепятственно наращивать силы. Для таких плацдармов удары с воздуха — всего лишь комариные укусы, и только масштабная наземная операция может ликвидировать базу террора. Но вероятность проведения такой операции невысока. Вряд ли египетская армия в состоянии осуществить подобные действия, а в Сирии уже не осталось никого, кто мог бы противостоять ИГИЛ.
Израиль не имеет права сидеть и ждать терактов ИГИЛ на севере или на юге. Кое-какие меры уже приняты, например, укреплены границы, пограничные силы приведены в состояние повышенной готовности, а также проводится сбор разведывательной информации об ИГИЛ. Но одновременно необходимо значительно повысить уровень сотрудничества с Египтом и Иорданией, которые ведут борьбу с ИГИЛ, и взвесить возможность активных действий против коммуникационных линий ИГИЛ, источников финансирования и притока добровольцев, а, главное — против попыток закрепиться на израильских границах.
И последнее замечание. Заявление высокопоставленных израильский представителей о том, что ХАМАС в секторе Газы сотрудничал с ИГИЛ на Синайском полуострове в организации терактов против египетских военных не может не беспокоить. В конце концов, единственный аргумент против свержения режима ХАМАС в Газе гласил, что в таком случае власть захватит ИГИЛ. Но в результате Израиль получит тесное сотрудничество ХАМАС и ИГИЛ с четким разделением труда. ХАМАС в Газе будет сохранять затишье, пока ИГИЛ, с помощью хамасовцев, будет совершать теракты на Синае против египтян и израильтян. С этим нельзя мириться.