Израильское правительство беспокоится по поводу возможности экономического бойкота, обусловленного политическими соображениями. Опасение связано с вероятным долгосрочным ущербом для экономики и бегством инвесторов. К сожалению, мы не видим, чтобы правительство с той же энергией боролось с коррупцией, которая угрожает нашей экономике ничуть не меньше, чем возможный бойкот.
Коррупционные скандалы появляются один зи другим, бьют рекорды и всякий раз заново потрясают общественное мнение. Общество и СМИ, как правило, обсуждают самих коррупционеров и подсчитывают убытки от присвоения общественных средств. Действительно, украденные средства могли быть использованы эффективно, для увеличения коек в больницах и уменьшения числа учеников в классах. Но не следует забывать и о долгосрочных последствиях коррупции, которые грозят возыметь разрушительный эффект для экономики.
Помимо прямого ущерба, коррупционные скандалы имеют также долговременный эффект, который постепенно становится необратимым. Коррупция проникает повсюду и делает неэффективными все отрасли, от рынка труда до финансового рынка. Классическим примером такого эффекта может служить Турция, где в 2013 году разразился коррупционный скандал, в котором был замешан и глава правительственного банка. В итоге биржа рухнула. а валюта начала обесцениваться.
Влияние коррупции на экономику следует рассматривать в более долгой перспективе и учитывать ее воздействия на околоэкономические процессы. Коррупция подрывает доверие общества к правительству, определяющему экономический курс. Доверие (trust, термин из экономической науки) лежит в основе экономического роста. Чем выше доверие, тем меньшей компенсации требуют инвесторы за вложение своих средств.
По мере усиления коррупции в Израиле местные и иностранные инвесторы будут утрачивать доверие к общественному и к частному сектору и предпочтут направлять свои средства в другие места. Превращение в страну, непривлекательную для инвесторов, нанесет болезненный удар по экономике. Иностранные инвесторы, важный фактор в обеспечении экономического роста, либо не будут вкладывать деньги, либо будут настаивать на очень высокой прибыли как премии за риск инвестирования в коррумпированное государство.
Одним из признаков коррупции следует считать назначение на высокие посты благодаря связям, а не благодаря способностям, как в общественном секторе, так и в частном. Это явление известно как непотизм. По мере усиления и распространения непотизма падает эффективность рынка труда, и на постах работников и управляющих оказываются не люди, способные двигать экономику вперед, а всякие приближенные лица, зачастую не имеющие необходимых способностей и не соответствующие занимаемой должности. В результате в течение долгого срока страдает экономический рост.
Еще более проблемной следует считать коррупцию в общественном секторе, создающую определенную атмосферу. В условиях роста недоверия граждане начинают считать, что кругом царит сплошная коррупция, все наживаются за счет друг друга, и нужно заботиться исключительно о себе. Уклонение от уплаты налогов в Израиле служит лишь одним примером недоверия граждан к институтам власти, из-за чего это явление в обществе стало считаться вполне нормальным.
Международный экономический бойкот, безусловно, вещь очень плохая. Бойкот способен уничтожить многие компании, в которых работают сотни тысяч человек. Но с учетом экономических интересов вряд ли многие иностранные фирмы быстро откажутся от израильских знаний и разработок. Возможно, давление со стороны еврейских общин, поддерживающих Израиль, преодолеет давление сторонников бойкота. Потому что, как правило, политика не может тягаться с экономическими интересами. Но коррупция бьет как раз по экономическим интересам, и те компании, которые не примкнут к бойкоту, начнут спрашивать, достаточно ли надежно размещены их средства в условиях коррумпированного государства.
Профессор Таль Шавит — эксперт по психологии инвесторов и по финансированию, заместитель декана в Колледже менеджмента