Греция и ЕС смогли прийти к соглашению вокруг условий нахождения Греции в еврозоне, и некоторые западные средства массовой информации опубликовали те требования, которые власти Греции согласились принять. Эти условия по-другому, как унизительными, нельзя считать.
Всего полгода назад, 25-го января сего года, в результате состоявшихся в Греции внеочередных парламентских выборов заняла первое место и получила право на формирование правительства пестрая коалиция радикальных левых, в которую объединились еврокоммунисты, троцкисты, маоисты и другие радикальные течения. В условиях экономического кризиса и увеличения долгового бремени Греции, они выступали с той решимостью, что с кредиторами нужно говорить на более жестких условиях и защищать национальные интересы Греции в этих переговорах. Более того, они угрожали тем, что если ЕС, МВФ и Центральный банк ЕС, которые являются основными кредиторами Греции, не примут предложенные Грецией условия, то Греция готова выйти из еврозоны, и даже из Евросоюза.
Новое правительство Греции и премьер-министр Алексис Ципрас попытались пойти на внешнеполитический шантаж, и Ципрас с официальным визитом отправился в Москву, встретился с руководителем этой страны, в тех условиях, когда ЕС говорил о новых санкциях, применяемых против России.
Греция хотела показать странам ЕС, что если с Грецией будут говорить жестко, они, в лице России имеют альтернативу, наверно, Греция хотела вступить в ЕАЭС. Но этот примитивный и бесперспективный шантаж тоже не сработал. Последний шаг, который сделали левые, якобы для оказания давления на кредиторов, был референдум, организованный в Греции 5-го июля, участники которого должны были ответить на вопрос, согласны ли они, чтобы Греция приняла условия ЕС и МВФ, и 61 процент греков проголосовали против ведения переговоров с этими требованиями.
Но, в конце концов, левый Ципрас был вынужден принять требования ЕС, и как мы уже отметили, подписал соглашение с унизительными для Греции требованиями. Пунктами этого соглашения предусмотрено, что ЕС предоставит Греции дополнительную помощь в 86 млрд евро, но взамен, Греция передаст управление своим государственным имуществом, стоимостью в 50 млрд евро, специально созданной со стороны кредиторов трастовой компании, то есть, по сути, кредит предоставляется взамен на залог, что беспрецедентно. Кроме того, правительство Греции соглашается осуществлять множество законодательных изменений, в том числе, сокращения социальных выплат и пенсий, повышение пенсионного возраста, расширение налоговой базы, приватизация государственного имущества, сокращение расходов государственного аппарата. Весь список условий невозможно перечислить, и только этого достаточно для того, чтобы понять, что Греция отныне будет управляться не на условиях властей этой страны, а на продиктованных кредиторами условиях, и согласно законодательным изменениям, принятым под их диктовку.
И это делают не правые или либералы, а именно Коалиция левых радикалов, которая пришла к власти, пообещав обществу, что не выполнит ультиматум, предъявленный Евросоюзом, что не позволит пренебрежения интересами греческого народа, что не только не будут нарушены социальные права греческого народа, но и расширятся. Что произошло в результате? За одну секунду герой превратился в антигероя, греческий коммунист передаст кредиторам государственное имущество своей страны. Конечно, Ципрасу было бы лучше уйти в отставку, ликвидировать правительство, чтобы были назначены новые выборы, и с ЕС проводили переговоры те, кто были согласны принять эти требования. Но Алексис Ципрас попытается представить так, что он является героем, что ему удалось «добиться некоторых уступок от кредиторов», например, говорится о том, что трастовый фонд, созданный со стороны кредиторов, который должен управлять государственным имуществом Греции стоимостью в 50 млрд евро, будет находиться не в Люксембурге, как предлагали представители ЕС, а в Афинах. Разницу очень трудно понять, потому что, в конце концов, это уже не государственное имущество, если управляется со стороны трастового фонда.
Чем похожа, и чем отличается ситуация в Греции от Армении? Конечно, у нас нет такого крупного государственного долга, как у Греции, но наш государственный долг и темпы его роста тоже вызывают беспокойство. Армении пока удается обслуживать свой государственный долг, и как Греция она не заявляла об отказе от обслуживания этого долга, хотя если будет так продолжаться, может так и произойти. Армения не является членом ЕС и еврозоны, и нам не могут угрожать удалением из еврозоны, более того, Армении угрожает перспектива становления членом зоны единой валюты ЕАЭС.
Значительная часть кредитного бремени Армении — это кредиты, полученные у МВФ и ЕС, и бремя их обслуживания постепенно увеличивается. Если Армения однажды, как и Греция не сможет заплатить за свои долги, как это произошло 1-го июля в Греции, то кредиторы могут потребовать, чтобы Армения передала им свое государственное имущество. Но у Армении почти не осталось государственного имущества. Львиная доля государственного имущества Армении стала имуществом российского государства — электросети, система газоснабжения и так далее. То, что осталось в распоряжении армянского государства, настолько ничтожно, что не может рассматриваться в качестве гарантий для возвращения предоставленных кредитов.
Так что, кредиторы, наверно, будут вынуждены из-за долгов Армении говорить с Россией, с требованием передать им имущество российского государства, находящегося на территории Армении. Потому что кредиторы предоставили кредит Армении, а международно признанная территория Армении составляет 30 тысяч километров. Либо Россия должна заплатить за долги Армении, либо ЕС может заявить, что вводит в Армении внешнее управление независимо от того, является она членом Евразийского экономического союза или членом Шанхайского договора.