В 1998 году мир потрясла страшная весть. Было объявлено о громком проекте запуска 100 советских межконтинентальных баллистических ракет СС-18. Запуск должен был состояться не с территории России, а с нефтяных платформ, находящихся в Северном море.
При этом вместо ядерных боеголовок на ракетах планировалось установить три телекоммуникационных спутника, которые должны был выйти на низкую орбиту. А красную кнопку на нефтяной платформе в Северном море должен был нажать президент компании Microsoft Билл Гейтс (Bill Gates), поэтому история вызвала скорее удивление, а не страх.
Билл Гейтс попытался реализовать новый проект в телекоммуникационной сфере. Целью было запустить в космос несколько сотен спутников с помощью большого количества СС-18, которые Гейтс купил в России. СС-18 — стратегическое ядерное оружие. СССР поставил их на вооружение в 1975 году и долго использовал в качестве своего козыря.
В соответствии с российско-американским соглашением СНВ-1 эти ракеты должны были быть уничтожены. Однако на них нашелся покупатель — так и уничтожать их не пришлось, и в руки террористов они не попали. Однако Гейтс в итоге отказался от своего проекта, поскольку благодаря развитию технологий появились новые телекоммуникационные возможности.
Я вспомнил об амбициозном проекте Билла Гейтса, когда услышал о том, что Китай активно строит газодобывающие платформы вдоль японско-китайской разграничительной линии в Восточно-Китайском море. Если баллистические ракеты можно запускать с платформ в Северном море, значит подобные ракеты можно разместить и на платформах в Восточно-Китайском море.
Министр обороны Японии Гэн Накатани (Gen Nakatani) согласен: он заявил о возможности использования платформ в военных целях.
Есть опасения, связанные с тем, что Китай будет добывать газ на японской территории, поскольку при добыче газа на морском дне бурение осуществляется в разные стороны. Более того, на платформах можно разместить военные радары, а также использовать их в качестве военных баз для запуска вертолетов и разведывательных беспилотников. В ноябре 2013 года КНР в одностороннем порядке объявила о создании опознавательной зоны ПВО, однако зона покрытия радаров, расположенных на территории Китая, не включала этот регион.
По информации источника в правительстве, после июня 2013 года Китай более чем в два раза увеличил количество газовых платформ в Восточно-Китайском море. Первые четыре платформы, включая «Сиракаба», были построены в 1998 году.
При этом количество газа, которое Пекин планирует добывать в 2016 году, не соответствует количеству газовых платформ, что заставляет прийти к выводу, что они будут использоваться в военных целях.
Министр обороны Накатани подчеркнул, что если разместить на платформах радары, то будет покрыт весь регион. Он высказал свое несогласие с подобными действиями Китая.
По мнению военных экспертов, морские платформы Китая не представляют стратегической опасности. Однако если разместить там ракеты, это может стать реальной угрозой Японии и рычагом воздействия на внутриполитическую ситуацию в стране.
При этом крайне странно, что администрация Абэ до сих пор не сделала никаких официальных заявлений. В ноябре прошлого года состоялась встреча глав Японии и КНР. Несмотря на протесты со стороны премьера Абэ, китайская сторона отказалась закрыть проект. В Японии правительство неоднократно критиковали за подобное мягкое отношение к Китаю. Какие же эффективные меры можно принять в связи со сложной обстановкой в области безопасности? Правящая и оппозиционная партии должны выработать правильное решение, которое будет учитывать интересы Японии.