Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украинские ультраправые вступили в конфликт с Киевом

© AP PhotoГорящие автомобили полиции в Мукачево
Горящие автомобили полиции в Мукачево
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда-то они вместе боролись против промосковского президента Виктора Януковича. Теперь же радикальный «Правый сектор» выступает против правительства Порошенко. Дело уже дошло до вооруженных столкновений, в которых есть жертвы. Теперь «Правый сектор» называет украинское правительство «бандитской системой» или «режимом Порошенко» — так ультраправая организация выражается в своих заявлениях

Когда-то они вместе боролись против промосковского президента Виктора Януковича. Теперь же радикальный «Правый сектор» выступает против правительства Порошенко. Дело уже дошло до вооруженных столкновений, в которых есть жертвы.

Теперь «Правый сектор» называет украинское правительство «бандитской системой» или «режимом Порошенко» — так ультраправая организация выражается в своих заявлениях. Самих себя националисты сравнивают с Робин Гудом — честным борцом с коррупцией, выступавшим за справедливость. Полтора года назад «сотни» «Правого сектора» были на Майдане в Киеве и сражались с милицией, защищавшей тогдашнего президента Виктора Януковича. Теперь же они все активнее выступают против прозападного правительства. В ходе последних акций в Киеве и других городах националисты требовали отставки главы МВД Арсена Авакова. Чтобы заполучить на свою сторону новых сторонников, «Правый сектор» называет себя единственной силой, продолжающей «дело Майдана».

Однако эта организация по-прежнему не имеет поддержки в украинском обществе, а на ее акции почти никто не приходит. На последних парламентских выборах «Правый сектор» получил менее двух процентов голосов избирателей. Тем не менее, ультраправые представляют опасность для правительства и для будущего всей Украины, потому что подвергают сомнению монопольное право государства на власть. Когда началась война на востоке страны, «Правый сектор» сформировал так называемые добровольческие батальоны, отправлявшиеся на борьбу с сепаратистами. Тогда государство не возражало против того, чтобы бойцы «Правого сектора» вооружались, хотя это было незаконно, потому что они не относятся к государственным структурам. К тому же нетрудно догадаться, что свое оружие они могут использовать не только против сепаратистов, но и против государства.

Эта опасность стала очевидной в минувшие выходные, когда вновь раздались выстрелы и взрывы, но уже не на востоке страны, а в западно-украинском городке Мукачево — в 40 километрах от венгерской границы. В ходе столкновений между бойцами «Правого сектора» и милицией, по данным СМИ, были задействованы винтовки и гранатометы. Два бойца были убиты и еще несколько ранены. Кроме того, ранения получили также несколько милиционеров и гражданских лиц. Один мирный житель погиб.

Этот конфликт якобы связан с контрабандным бизнесом, процветающим в этих местах на протяжении уже многих лет. В частности, здесь производятся поддельные сигареты известных марок, которые нелегально переправляются в страны ЕС. По утверждениям «Правого сектора», он выступил против коррумпированных чиновников и контрабандистов. Однако эта версия вызывает ряд вопросов.

Власти знали об арсенале «Правого сектора»

Конфликт случился в ходе встречи представителей «Правого сектора» с депутатом Верховной Рады Махаилом Ланьо. Последний когда-то входил в окружение бывшего президента Януковича, а сейчас якобы контролирует контрабандный бизнес. В ходе встречи началась ссора, переросшая в перестрелку. Депутат и советник главы МВД Антон Геращенко видит причины ссоры в «попытках передела сфер влияния». Не исключено, что на долю в контрабандном бизнесе претендуют представители националистов или связанные с ними криминальные элементы.

Кроме того, стрельба в Мукачево выявила размах коррупции, с которой предстоит бороться на Украине. Киевское правительство отреагировало на эти события кадровыми перестановками. Так, в отставку был отправлен губернатор Закарпатской области, а новым главой региона назначен Геннадий Москаль, ранее руководивший Луганской областью. Первым делом Москаль обвинил региональную прокуратуру в том, что в отношении «Правого сектора» не проводилось никаких проверок.

По его данным, штаб этой организации находится в здании, фактически принадлежащем заместителю областного прокурора. «Руководство прокуратуры прекрасно знало о том, что у „Правого сектора“ был тайный арсенал, но вместо того чтобы начать расследование, оно предпочитало сдавать эти помещения в аренду», написал Москаль на своем сайте в интернете. Премьер Арсений Яценюк потребовал расследования в отношении контрабандистов и отставки всех сотрудников региональной таможни. Президент Петр Порошенко намерен в среду посетить новый кризисный регион.

Минские соглашения предусматривают разоружение всех вооруженных формирований

Лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош заявил, что делает «все возможное для сохранения мира». С другой стороны, имеет место явная романтизация «мукачевских мятежников», которые якобы выступают за справедливость и борются с коррумпированными чиновниками. Главной проблемой остается оружие в руках «Правого сектора», который не относится и никоим образом не подчиняется ни министерству обороны, ни МВД. Сейчас, предположительно, два батальона «Правого сектора» находятся на фронте на востоке страны. Но есть еще с десяток резервных батальонов, которые расквартированы в мирных регионах. Ярош настаивает на том, что эти силы тоже нуждаются в оружии.

На своем сайте националисты описывают ситуацию следующим образом: «Режим внутренней оккупации начал наступление на украинских патриотов». Они опасаются, что правительство, в соответствии с Минскими соглашениями, захочет разоружить их. «Правый сектор» требует прекращения Минского соглашения и взятия восточных областей Украины под контроль киевских властей военными средствами. При этом ультраправые ни в коем случае не готовы расстаться с собственным оружием.