Верховная рада направила на рассмотрение Конституционного суда проект изменений в Основной Закон Украины относительно децентрализации. Многочасовые торги с участием президента Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка завершились в середине дня результативным голосованием.
Несмотря на то, что за президентский вариант децентрализации проголосовало 288 народных депутатов, коалиционного единодушия в данном вопросе не было. Фракции «Самопомощи» и Радикальной партии не поддержали данное предложение. 112.ua расскажет о том, как народные депутаты, президент, премьер и западные союзники Украины пришли к такому результату.
Шантаж и давление
Еще утром голосов за принятие изменений в Конституцию не хватало. Наибольшие дискуссии вызвала норма, предусматривающая, что особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будет регулироваться отдельным законом. В пропрезидентской фракции «Блока Петра Порошенко» (БПП) половина депутатов отказались поддерживать инициативу главы государства.
«Части депутатов предложили провести совещания в конференц-зале парламента, однако они отказались, мотивируя тем, что пусть сначала (Порошенко — прим. ред.) снимет Шокина», — рассказали источники в Верховной раде.
Спикер парламента Владимир Гройсман открыл утреннее заседание ВР и вскоре по просьбе представителей фракции блока Петра Порошенко, «Народного фронта» и «Самопомочи» объявил перерыв на 30 минут для проведения консультаций по конституционным изменениям в части децентрализации.
Около 12:00 в сессионном зале появились помощница госсекретаря США Виктория Нуланд и посол США на Украине Джеффри Пайетт, а также посол ЕС на Украине Ян Томбинский. Однако, несмотря на присутствие «важных гостей», заседание не возобновилось. Тем временем в кабинете главы парламента Владимира Гройсмана шла беседа с участием президента Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка относительно децентрализации.
«Нуланд фактически потребовала от Порошенко внести в проект Конституции норму (об особом порядке самоуправления на Донбассе, — прим. ред.) и выполнить в полном объеме Минские договоренности. Во время встречи с главой государства она сказала, что в противном случае Украину ожидает «hot summer» на Донбассе, и Порошенко ночью внес эти изменения», — рассказали источники в Верховной раде.
По словам собеседников агентства, в случае если бы парламент не поддержал данные изменения, госсекретарь заявила бы, что Украина более не смогла рассчитывать на помощь США и Европы, в том числе и финансовую.
Впрочем, сам Порошенко опроверг информацию о давлении со стороны Нуланд.
«Речь не идет ни о каком давлении», — заявил глава государства, выступая в парламенте во время представления законопроекта о внесении изменений в Конституцию.
А вот народные избранники, напротив, заявили публично о давлении. «В эти минуты осуществляется безумное международное давление со стороны международного сообщества для того, чтобы «ЛНР» и «ДНР» получили особый статус в нашей Конституции. Аргументируют это тем, что мы должны показать выполнение Минских договоренностей», — подчеркнула вице-спикер Оксана Сыроед.
Принуждение и затягивание
Пока в парламенте длился перерыв, в кабинете спикера парламента Владимира Гройсмана с участием президента и премьер-министра продолжалось убеждение народных депутатов поддержать законопроект, предложенный главой государства.
«Основной вопрос был в санкциях. Порошенко сказал, если мы не проголосуем, то США откажутся продолжать санкции против России», — пояснил источник во фракции «Батьковщина».
Впрочем, как отмечают собеседники агентства, средства убеждения к парламентариям применялись разные.
«Несогласных парламентариев стимулировали, речь шла о давлении на их бизнес. Другим депутатам — противникам президентской децентрализации — грозили блокированием счетов. Часть парламентариев, правда, заявили, что им все равно», — делятся методами воздействия источники.
Впрочем, несмотря на «стимулирование» и нарушение регламента при внесении президентского законопроекта (в соответствии с регламентом ВР у депутатов есть 14 дней на внесение альтернативного законопроекта, — прим. ред.), с голосами за президентскую инициативу все равно были проблемы.
«Поэтому договорились отложить рассмотрение данного законопроекта по сути аж на сентябрь, хотя первоначально планировалось первое чтение во время внеочередного заседания, чтобы он вступил в силу до конца года. Таким образом, в лучшем случае инициатива вступит в силу в феврале следующего года. Фактически приняли лишь декларацию о намерениях. Нуланд была не очень довольна», — поясняют собеседники агентства.
Один из депутатов фракции блока Петра Порошенко после голосования косвенно подтвердил, что часть парламентариев проголосовали за направление законопроекта в Конституционный суд, хотя и не поддерживают предложения главы государства по сути. «Где гарантия, что после этих требований нам не предъявят следующих, и мы что тоже должны будем с ними согласиться?» — возмущался парламентарий.
Сторонники же законопроекта отмечали, что он позволит уменьшить количество жертв конфликта на Донбассе.
«Все, кто голосует против — идите на фронт», — заявил во время обсуждения документа лидер фракции блока Петра Порошенко Юрий Луценко.
Фактически процесс внесения изменений в Конституцию пока только начинается и говорить о том, что норма об особом статусе самоуправления будет закреплена в Конституции пока преждевременно. Противникам изменений пока удалось выиграть время. В свою очередь президент Петр Порошенко показал, что Украина настроена на выполнение декларативно «любимых им» Минских договоренностей. Следующие полтора-два месяца (лидер фракции БПП Юрий Луценко ожидает рассмотрение законопроекта о децентрализации не ранее сентября) покажут, что принесет следование отдельным «постулатам» Минска-2 власти и Украине.