Встречи со школьниками для политиков обычно бывают легкими и приятными мероприятиями. Однако у канцлера Германии в ходе одной из таких встреч возникли проблемы. Причиной стала девочка из семьи беженцев.
Шестиклассница Реем уже четыре года живет в Германии и для этого срока довольно хорошо говорит по-немецки. А еще по-арабски, по-английски и немного по-шведски, а в следующем году хочет начать учить французский. А потом эта маленькая палестинка хочет поступать в университет. Однако у ее семьи есть лишь временный вид на жительство, и поэтому теоретически ее могут выслать из Германии обратно в Ливан. Недавно это едва не произошло, и на девочку это произвело неизгладимое впечатление. Все это Реем и рассказала канцлеру Ангеле Меркель в среду, в ходе встречи в спортзале одной из школ города Ростока, в которой принимали участие в общей сложности 29 детей.
Подобные встречи проходят в рамках организованной федеральным правительством кампании «Хорошо жить в Германии». Не только на этой встрече, фрагмент которой опубликован пользователем сервиса YouTube под псевдонимом LeFloid, но и на многих других Меркель много и охотно говорит об этой кампании, которая для нее, очевидно, многое значит. В этот раз она в течение 88 минут говорила со школьниками о проблемах климата и экологии, о гомосексуальных браках, а также о проблеме беженцев. А потом выступила Реем и вывела госпожу канцлерин из состояния равновесия.
В интернете легко найти видеоролик фрагмента информационной программы NDR Aktuell. Предваряется он словами диктора «А теперь Реем должна быть выслана. Но нужно еще суметь объяснить молодому и полному надежд подростку, почему это должно произойти именно так, а не иначе». А потом состоялся следующий диалог:
Реем: Как и у всех других, у меня есть цели.
Меркель (повторяет): Как и у всех других.
Реем: ...я хочу учиться в университете — это действительно мое большое желание и моя цель. Мне действительно очень неприятно видеть, как другие наслаждаются жизнью, тогда как у меня такой возможности нет.
Меркель: Хм... Я понимаю это, но, тем не менее, видя тебя, такую симпатичную девочку, сейчас перед собой, я должна кое-что сказать. Да, политикам иногда приходится быть жесткими. Но ты сама знаешь, что в Ливане сейчас находятся еще тысячи и тысячи палестинских беженцев, и если мы сейчас скажем им, что они, а также беженцы из Африки и вообще отовсюду на свете могут приезжать к нам, то мы не сможем им всем помочь. Мы сейчас испытываем двойственные чувства, но единственное, что мы можем сказать, это то, что принятие решения не должно тянуться вечно — решение должно быть принято как можно скорее. Но некоторым действительно придется вернуться на родину.
Затем кадр меняется, и зрители видят плачущую Реем.
Меркель: Я думаю, что мы в течение года разберемся с каждым случаем (смотрит на девочку, улыбается и идет к ней)... Ой, ну, перестань, не плачь, ты замечательно выступила.
Ведущий: Я думаю, госпожа канцлерин, что дело не в том, что девочка выступила как-то не так, а в очень непростой ситуации.
Меркель (оборачивается, перебивает): Я понимаю, что это очень непростая ситуация, и именно поэтому я хочу ее лишний раз погладить ее и подбодрить. Потому что я, потому что мы не хотим создавать для вас такие ситуации, и потому что тебе тоже очень тяжело, и ты очень хорошо выступила и высказалась за себя и за многих других о том, в какой тяжелой ситуации можно оказаться, правда?
Разговор канцлерин с плачущей девочкой возмутил многих пользователей интернета. Меркель, несмотря на конкретный пример, говорила абстрактно обо всех: «многим придется вернуться на родину». Некоторые утверждают, что ей совершенно не хватало эмпатии. В немецком сегменте Twitter тэг «Меркельгладит» вмиг стал самым популярным — многие пользователи высказали возмущение поведением канцлерин и в особенности ее заключительными словами. По их мнению, она показала себя безжалостной, и это явно не добавили ей симпатий среди сограждан.
Вместе с тем, фрагмент программы NDR правдив лишь отчасти. В официальном видеоролике правительства показано еще кое-что. Во-первых, не факт, что именно Реем и всю ее семью обязательно вышлют из Германии. Во-вторых, из ролика на YouTube вырезан фрагмент в несколько минут, на протяжении которых Меркель говорила с девочкой о заявлениях, которые положено подавать беженцам, об интеграции и о том, что Ливан не считается страной, где идет гражданская война. И поэтому заявления беженцев из других стран, охваченных войной, рассматриваются быстрее. Заместитель директора школы ответила отказом на просьбу нашей газеты прокомментировать данный фрагмент и весь разговор Меркель с детьми.
На сайте правительства в заметке, посвященной этой встрече Меркель с детьми, сначала было написано, что девочка расплакалась «от сильного волнения». Потом эту ремарку исправили на «девочка заплакала». Однако надо полагать, что Реем плакала вовсе не от волнения. Однако об обращении канцлерин с плачущим ребенком, определенно, можно спорить. Но чтобы судить о нем, нужно увидеть весь разговор, а не его сокращенную версию.