В ходе поездки в Россию заместитель наследника и министр обороны Саудовской Аравии принц Мухаммад Бин Салман (Mohammad bin Salman) провел продолжительные переговоры с президентом Владимиром Путиным. Стороны подняли самый широкий спектр вопросов, начиная с сотрудничества в экономической, промышленной и военной сферах и заканчивая региональными проблемами Ближнего Востока и особенно сирийским и йеменским кризисами. В целом Москва не собирается менять позиции по Ближнему Востоку, а кризис, возникший четыре года назад в отношениях между Россией и Саудовской Аравии из-за ситуации в Сирии, по-прежнему мешает полноценному восстановлению контактов между двумя странами. Несмотря на это создается впечатление, что Королевство Саудовская Аравия активно добивается возобновления отношений и всестороннего сотрудничества с Москвой, которая тоже, в свою очередь, явно в этом заинтересована.
Визит арабского принца в Россию
Принц Мухаммад Бин Салман прибыл в Санкт-Петербург с официальным визитом по приглашению российского правительства, которое было сделано саудовскому королю Салману Бин Абдул-Азизу (Salman bin Abdulaziz). 18 июня Россия и Саудовская Аравия подписали шесть стратегических соглашений по самому широкому спектру вопросов. Самым главным достижением этой поездки саудовского представителя стало заключение договора по взаимодействию двух стран в сфере использования атомной энергии в мирных целях. Саудиты пошли на контракт с Россией, потому что у них большие планы: Саудовская Аравия намерена построить у себя 16 атомных электростанций. Стороны также договорились о создании совместной комиссии по сотрудничеству в военной и авиакосмической сферах. Кроме того, было подписано несколько соглашений о взаимодействии в жилищном строительстве, энергетике и инвестициях. Помощник президента Юрий Ушаков сообщил, что Саудовская Аравия планирует вложить активы в сельское хозяйство и купить в России несколько аграрных предприятий, чтобы таким образом обеспечить себе продовольственную безопасность и получать гарантированную прибыль от вложенных инвестиций. Еще одно подписанное соглашение посвящено образовательной сфере: в его рамках предусматривается отправка в Россию в общей сложности 500 саудовских студентов.
Помимо прочего, имеются данные о том, что в ходе визита обсуждались аспекты возможного сотрудничества в сфере вооружений. Саудовская Аравия еще десять лет тому назад заявляла о готовности приобрести некоторые образцы российского оружия. Более того, между Москвой и Эр-Риядом уже состоялись предварительные переговоры по поводу закупки противовоздушных ракет С-300 или даже их более совершенного образца С-400, танков Т-90, бронетранспортеров БМП-3, транспортных вертолетов М-17 и других видов вооружения на сумму в несколько миллиардов долларов. В 2013 году Саудовская Аравия уже предлагала России отказаться от поддержки сирийского президента Башара Асада в обмен на заключение военного контракта на сумму 15 миллиардов долларов и оказание Эр-Риядом и его союзниками из числа других арабских государств экономической и политической поддержки. Однако тогда Россия решила отклонить данное предложение.
Если говорить о военных вопросах, которые обсуждались на встрече принца Мохаммада Бин Салмана и Владимира Путина, есть пока не подтвержденная информация о том, что Саудовская Аравия обратилась к Москве с просьбой о покупке баллистических ракет земля-земля «Искандер». Эти ракеты, весьма точные в применении, обладают значительным потенциалом в плане прохождения через противовоздушные системы противника. По некоторым имеющимся данным, ракеты «Искандер» поставлены даже на вооружение сирийской армии, однако пока остается неясным, почему Саудовская Аравия заинтересовалась именно этим оружием. Хотя их можно использовать и с конвенциональными боеголовками — и создавать при этом довольно серьезные разрушения — «Искандер», как и другие ракетные комплексы такого типа, конструировали с расчетом на ядерные вооружения. Хотят ли саудиты, покупая «Искандер», послать тем самым какой-то сигнал Америке? Является ли это, вместе с заключением ядерного контракта с Москвой, претензией Эр-Рияда на получение всех тех прав, которые предоставлены Тегерану в ходе его переговоров с «шестеркой» международных посредников?
Друзьям покупать оружие можно, врагам — нельзя
Принимая во внимание перспективу отмены санкций, введенных против Ирана из-за его ядерной программы, не остается никаких сомнений в том, что Тегеран, несмотря на имеющиеся у себя экономические и финансовые трудности, непременно начнет закупать оружие у России. Вполне естественно, что Саудовская Аравия захочет ограничить или, по крайней мере, поставить под контроль процесс поставок российского оружия в Иран. КСА, в частности, может открыть для российского оружия рынки своих союзников, конечно, при условии, что Москва будет самым серьезным образом контролировать, какое именно оружие и в каком количестве поставляется Ирану. Так, например, президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси крайне заинтересован в укреплении военного сотрудничества с Россией. Приобретение новейших образцов вертолетов М-29 и М-35, возможность поставки зенитно-ракетного комплекса С-300, а также пока не подтвержденная информация о планах Ас-Сиси закупить у России баллистические ракеты «Искандер» свидетельствуют о том, что Египет в скором времени станет активным покупателем российского вооружения. Разумеется, военные контракты удастся заключить только при согласии саудовской монархии и союзных ей стран, таких, как Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт. Без них у Египта просто не будет на эти покупки денег.
В случае если правительство Мансура Хади (Mansur Hadi) в Йемене сможет установить контроль над ситуацией в стране, ему потребуется заняться восстановлением национальной армии. Ввиду того, что йеменская армия в плане вооружений укомплектована по российским стандартам, закупка вооружений в России для этого союзника Саудовской Аравии — самый реалистичный сценарий. В Ливии правительство в Тобруке, которое поддерживает союзнические отношения с Египтом и пользуется доверием ОАЭ и КСА, также не раз заявляло о крайней потребности в российском вооружении. Если союзное саудитам правительство придет к власти и в Сирии, то основное внимание также будет уделено восстановлению вооруженных сил этой страны и даже созданию новой армии. При финансовой помощи Саудовской Аравии Россия тоже могла бы внести в это свою лепту. По всей видимости, перечисленные нюансы и стали теми заманчивыми обещаниями, которые саудовские представители озвучили в Москве.
Региональные вопросы
Посол Саудовской Аравии в России Абдель Рахман Расси (Abdul Rahman Rassi) сообщил, что Москва и Эр-Рияд договорились отстаивать законность йеменского правительства Абд-Раббу Мансура Хади, и Россия обязательно сыграет важную роль в исполнении резолюции № 2216 Совета Безопасности ООН по Йемену. По сути Россия, заявляя о своем невмешательстве в гражданскую войну в Йемене, поддерживает тезис о легитимности правительства Мансура Хади. Она также выступает за прекращение боевых столкновений в этой арабской стране и наступления там хуситов, призывает восстановить власть правительства Хади в столице Сане и начать процесс национальных переговоров. В действительности позиция России по Йемену совпадает с позицией Саудовской Аравии, ее союзников и самой Америки, но при этом принципиально отличается от политики Ирана.
Еще одной темой переговоров двух сторон стала сирийская проблема. Уже много раз появлялась информация о том, что Россия дала свое согласие на устранение Башара Асада с поста президента этой арабской страны, а также что вопрос уже якобы стоит лишь о предоставлении ему политического убежища на российской территории. Вместе с тем Москва продолжает демонстративно поддерживать нынешнего сирийского президента и именно на этом сделал акцент Путин после своих переговоров с Мухаммадом Бин Салманом. Вместе с тем участники встречи подчеркнули необходимость сохранения территориального единства Сирии и прекращения военного противостояния в этой стране.
В ходе переговоров была затронута и ситуация в Ливане. Уже довольно долгое время эта страна переживает политический кризис, образовавшийся в результате президентских выборов и формирования нового кабинета министров. Угроза возникшей нестабильности в результате нерешенных политических проблем в Ливане, а также риск проникновения в эту небольшую арабскую страну радикалов из Сирии вызывают серьезную озабоченность во всем мире. Россия и Саудовская Аравия заявляют о поддержке ливанского правительства, однако до сих пор остается неясным, как именно стороны трактуют роль Ирана и «Хезболлы» в текущей политической ситуации в Ливане.
В целом Москва выступает за стабильность на Ближнем Востоке. С ее точки зрения, серьезную угрозу представляют, с одной стороны, нестабильность и терроризм, а с другой — рост исламского экстремизма. Поэтому на фоне доминирования разного рода исламистских течений Россия весьма негативно отнеслась не только к «арабской весне», но и к приходу к власти демократических светских правительств, близких к Западу. Россия отдает предпочтение сильным и стабильным правительствам с умеренными взглядами, а отнюдь не радикальным или традиционным властям, которые в любой момент могут потерять власть и дестабилизировать ситуацию в своей стране. Данная установка вполне согласуется с тем, чтобы сохранять дружеские отношения с египетским президентом Ас-Сиси, который также пользуется поддержкой со стороны Саудовской Аравии, что, в свою очередь, еще больше сближает позиции Москвы и Эр-Рияда.
Последним вопросом региональной политики, обсуждавшимся на переговорах, стала иранская проблема. Саудовская Аравия полагает или только делает вид, что Иран ее отовсюду блокирует либо, по меньшей мере, представляет для нее серьезную угрозу. Своими главными угрозами саудовское правительство считает ядерную программу Ирана, укрепление «Ансаруллы» в Йемене, народные протесты в Бахрейне, а также то, что Эр-Рияд называет монополистскими требованиями шиитов и про-иранским расколом в Ираке и Ливане. По словам посла Саудовской Аравии в России, его страна надеется использовать то влияние, которое Москва имеет на Тегеран. В обмен на это, помимо заключения контрактов об экономическом и военном сотрудничестве, Москва в условиях жесткого политического, экономического и военного давления со стороны Соединенных Штатов и Европы, спровоцированного ситуацией на Украине, может найти для себя новых стратегических партнеров. Саудовская Аравия также в состоянии оказать содействие России в плане установления новых цен на нефть. Сейчас, в условиях резкого снижения цены и ее фиксации на уровне ниже 60 долларов за баррель, российская экономика испытывает серьезные трудности. В такой ситуации предложение Саудовской Аравии об изменении нефтяных цен может оказаться для России весьма заманчивым. Особенно актуально это предложение звучит именно сейчас, когда весьма высоки шансы отмены введенных против Ирана санкций, ведь поступление на мировой рынок значительного количества иранской нефти непременно приведет к еще большему снижению мировых цен. Конечно, Путин заявляет о необходимости заключения окончательного соглашения с Ираном по поводу его ядерной программы и склонен воздерживаться от реализации проектов, заведомо не приемлемых со стороны Ирана, однако указанные преимущества вполне дают Эр-Рияду основания полагать, что Москва не будет форсировать развитие отношений с Тегераном.
Для Саудовской Аравии сближение с Россией выгодно еще и с другой стороны. Дело в том, что налаживание отношений с Москвой делается с явной оглядкой в сторону Соединенных Штатов. Кстати, то же самое сделал и президент Египта Ас-Сиси.
В плане Йемена и Сирии Россия действительно может пойти на определенные формы сотрудничества с Саудовской Аравией. Да, стратегическое партнерство Эр-Рияда с Москвой не представляется возможным, однако с началом новой эпохи двухсторонних отношений у Саудовской Аравии появится еще более сильный политический стимул для достижения поставленных перед нею задач.