В прошлых статьях я рассказал о сокращении импорта в Россию продуктов из западных стран в результате санкций и ограничений, введенных самой РФ. Потребителям стали в большом количестве предлагать продукцию местного производства, которая заменила импортные товары.
Эти изменения благоприятны для экономики России, которая ранее полностью зависела от импорта. Я уже писал о том, что президент Путин превращает кризис в шанс для развития.
В этой статье я хотел бы рассмотреть ситуацию в российской экономике, связанную со сферой передовых технологий и сектором машинного оборудования, экспорт которого запрещен в Россию в связи с западными санкциями.
25 мая 2015 года в московском «Экспоцентре» стартовала недельная выставка «Оборудование, приборы и инструменты для металлообрабатывающей промышленности».
Больше участников из России
В этом году в выставке приняли участие 1200 компаний из 32 стран. Национальные стенды установили такие страны, как Белоруссия, Китай, Чехия, Франция, Германия, Словакия, Испания, Швейцария и Тайвань.
В этом году на этой уже ставшей традиционной выставке произошли большие изменения.
1. Увеличилось количество участников: с 1036 до 1200. Причина заключается в том, что выросло число участников из России.
2. Российские дилеры представили больше оборудования, чем зарубежные. В результате, несмотря на увеличение количества компаний, уменьшилась площадь выставки, с 40141 квадратного метра до 38000 квадратных метров.
3. Выставка была постоянно переполнена. По информации организаторов, число посетителей выросло на 30%. Большинство клиентов интересовали российские павильоны.
Рассмотрим, как это связано с экономическими санкциями.
Что касается первого пункта, то, как и в случае с продуктовой сферой, причина состоит в том, что многие российские предприятия стали заниматься машинным оборудованием, чтобы покрыть недостаток импортной продукции.
Изначально в России оборудование производили преимущественно российские предприятия, однако иностранные конкуренты подавили их. Сейчас многие российские компании снова вышли на рынок. Некоторые предприятия объединились и стали производить новое оборудование.
По второму пункту можно сказать следующее: поскольку западным компаниям стало сложно экспортировать оборудование в Россию, многие отказались от участия в выставке. Некоторые уменьшили свои стенды.
Что касается третьего пункта, то я присутствовал при переговорах представителей российских компаний с посетителями. Многие приходили с конкретными целями. Некоторые прямо на месте приобретали тайваньское оборудование. Даже приходилось проводить аукционы, поскольку было сразу несколько покупателей.
Сложилась ситуация, при которой производителям приходится увеличивать количество оборудования, чтобы сократить сроки поставок. Большинство покупателей интересовало оборудование, которое было в наличии у российских дилеров. Это выгоднее, чем выкладывать огромную сумму за импортные товары. В итоге российские павильоны были постоянно переполнены.
Уверенный премьер Медведев
Западные санкции ударили по иностранным компаниям и дилерам. Однако вместе с тем можно сказать, что они вдохнули новую жизнь в сферу российского машинного оборудования, которая до этого находилась при смерти.
Промышленная выставка «Иннопром-2015», прошедшая в Екатеринбурге, продемонстрировала, что сфера идет в ногу с государственным курсом.
5 июля мне удалось посетить российский завод по переработке титана. Также я побывал на выставке, темой которой являлись технологические реформы.
8 июля в мероприятии принял участие премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он коснулся роли «Иннопрома» и позиции федерального правительства по инновациям. Также он бросил вызов западным странам, отметив, что у России богатые традиции в плане выработки технологий и инноваций и заявив, что «мировой политике будет непросто погрузить нас в кризис».
Я неоднократно слышал бессмысленные речи премьера Медведева и обычно не придаю им большого значения, однако эти слова, услышанные мной сразу же после «Иннопрома», показались мне вескими.
На выставке было много стендов, где было представлено оборудование российского производства. Многих посетителей заинтересовал стенд проекта F.O.R.T. Этот проект реализует ЗАО «Балтийская Промышленная Компания» совместно с ФГУП «Приборостроительный завод» из города Трехгорный Челябинской области. F.O.R.T. был создан в 2014 году. Компания выпускает станки по лицензии предприятий из Тайваня, Южной Кореи и Австралии.
Примерно в этот же период в Перми заработал проект «Протон-ПМ». В 2014 году предприятие выпустило первый токарный станок с программным управлением.
Германия и США продают оборудование, несмотря на санкции
Многие критикуют российское производство за то, что россияне просто импортируют основные детали из других стран, а здесь лишь собирают конечный продукт. Тем не менее в России, как об этом и заявил Дмитрий Медведев, действительно стала возрождаться традиционная российская промышленность.
Я уже писал о том, что промышленное оборудование, которое оказалось под санкциями, находилось на технологической передовой. При этом Германия и США, размахивающие санкционным флагом, испокон веков экспортировали это оборудование в Россию. Поскольку промышленные круги обеих стран хотели бы продавать эту технику в Россию, сложилась непростая ситуация.
В этот раз я посетил несколько заводов и увидел там новенькое, еще не распакованное импортное оборудование. На упаковке надпись: Siemens. Такое ощущение, что между Россией и Германией существуют особые отношения. Однако и США не забывают о своих интересах и продолжают экспортировать высокотехнологичные товары в Россию.
Вот конкретный пример: компания «Урал Боинг», созданная «Боингом» и корпорацией ВСМПО-АВИСМА, работает на машинном оборудовании американского производства. На этом заводе выпускаются титановые детали для новейших «Боингов» 777 и 787. С титаном крайне сложно работать, поэтому для его переработки необходимо специальное оборудование. В особенности наше внимание привлекала линия по переработке, состоящая из пяти громадных станков производства компании Giddings & Lewis.
По информации представителя «Урал Боинг», эти станки были установлены год назад. Чтобы их приобрести, потребовалось специальное разрешение президента Барака Обамы (Barack Obama).
Сотрудник компании был настроен весьма оптимистично: таким же способом предприятие сможет импортировать новое оборудование. При этом, если исходить из стандартов экономических санкций, ввозить подобное оборудование должно быть крайне тяжело.
Очевидно, что, несмотря на санкции, США, как и Германия, отдают приоритет экономическим интересам.
Ни одной японской компании, большинство производителей — из Тайваня и РК
В этот раз со мной ездил почетный профессор Софийского университета Синдзи Симидзу (Shinji Shimizu). Его встревожило то, что на выставке никак не были представлены японские производители машинного оборудования. О них позабыли из-за политической ситуации.
В настоящее время в этой сфере нет никаких российско-японских проектов, поэтому российские и японские производители даже не пытаются что-то узнать друг о друге. Японские компании обладают такими же технологиями, как и предприятия из Тайваня или Южной Кореи, однако российские производители не обращаются к ним.
По мнению профессора, японские экономические круги не могут работать в этом направлении. Сначала должен состояться визит президента Путина в Японию, а отношения — улучшиться.
Однако до тех пор пока японские чиновники и частные компании не предпримут серьезных шагов ради экономического и технологического взаимодействия с Россией, политическое шоу Абэ не принесет никакой выгоды японской экономике.
США и Германия, а также такие страны, как Тайвань и Южная Корея, которые раньше отставали от Японии, могут лишить нашу страну всех шансов.
Это путешествие также явно показало мне контраст между Россией, которая пытается преодолеть невзгоды за счет собственных идей и изобретательности, и Японией, у которой нет четкой экономической политики в отношении РФ и которая присоединилась к западным санкциям, не разобравшись в ситуации, что привело к сокращению экспорта машинного оборудования в Россию.