Когда фильм «Вожделение» режиссера Энга Ли (Ang Li) вышел в 2007 году на экраны в Китае, зрители не увидели семь минут его знаменитых любовных сцен. Почему? Они нарушали законы о цензуре КНР. Китайский зритель был возмущен. В ответ на подобные ограничения люди скачивали оригинальную версию фильма с пиратских сайтов, игнорируя все предупреждения о том, что такие сайты обычно распространяют компьютерные вирусы. Жители же южного Китая даже отправлялись в Гонконг, чтобы увидеть полный вариант картины. Зрители сделали свой выбор, и он был в пользу секса.
Вернемся в 2015 год. Пока я писала книгу «Маленькие императоры и меркантильные девушки: секс и молодежь в современном Китае» (Little Emperors and Material Girls: Sex and Youth in Modern China), меня посетила мысль, что сейчас происходит что-то похожее. Во вторник в социальных сетях Китая появилось видео, которое сразу же привлекло к себе внимание и заставило учащенно биться сердца людей. В видеоролике длиной в одну минуту были все два действующих лица: мужчина и женщина, занимающиеся сексом в примерочной магазина Uniqlo, который расположен в популярном районе Пекина Саньлитунь (Sanlitun) — центре шопинга и ночных заведений.
Правительственный орган по вопросам виртуального надзора высказал свое недовольство в связи с опубликованным видео, а также наложил взыскания на главные интернет-компании страны за трансляцию порнографического ролика. Сейчас цензоры работают день и ночь в попытках удалить все, что связано с этим видео. Что ж, пожелаем им удачи.
И вышеупомянутый фильм, и недавнее видео свидетельствуют о том, что правительство не только не мыслит так же как общество, но и возможно не имеет над ним власти. На протяжении нескольких десятков лет в Китае происходит сексуальная революция, которая и не думает затихать.
Строгие моральные устои, созданные Конфуцием и дополненные Мао Цзэдуном, рушатся на глазах в барах и постелях Китая. И данные о добрачном сексе подтверждают это. Согласно последним официальным статистическим данным, с 2012 года 70% людей занимаются сексом до брака, и вполне возможно, что с тех пор эти цифры лишь увеличились.
Конечно, не все одобряют новые свободы: согласно опросу, проведенному в 2015 году Шанхайским педагогическим университетом, 40% людей возраста 14-35 лет не в восторге от идеи добрачного секса. При этом большинство все же смотрят на этот вопрос нормально, что доказывает определенную взаимосвязь между взглядами людей и их поступками.
Типичная ночь в районе Саньлитунь, где находится оскверненный Uniqlo, выглядит следующим образом: идем в бар, выпиваем, перемещаемся в Караоке или клуб, продолжаем пить, съедаем продающийся на улице чуань (маленький шашлычок, кебаб) или цзяньбин (лепешка, похожая на блин, обычно с зеленым луком, — прим. пер.), наконец отправляемся домой, иногда даже с кем-то.
Китайская молодежь уже не такая стеснительная, как раньше. Она хочет брать от жизни все и никогда не прочь весело провести время.
Давайте копнем глубже. Есть в этом районе и то, о чем правительство совсем не хотело бы распространяться. В Саньлитуне рядами тянутся интим-магазины, завлекающие прохожих неоновыми вывесками и латексом. А в парикмахерских и массажных салонах миленькие девушки с тоской смотрят на клиентов, которым готовы предложить те услуги, которых, как говорится, «нет в меню». Тут вам и наркоторговцы, дела у которых идут довольно неплохо. По данным Государственной комиссии по контролю над наркотиками КНР, ежегодно в Китае люди тратят на наркотики около 82 миллиардов долларов. Возраст 75% наркоманов ниже 35 лет. Однако правительство делает вид, что ничего подобного не происходит.
Китаю придется постараться, чтобы закрыть ящик Пандоры. Было бы желание, а возможность найдется. Интим-магазины и бордели имеют свойство открываться заново или работать подпольно, как это было в Дунгуане, китайском городе грехов. Чиновникам могут дать взятку, чтобы они закрыли глаза на нарушения, к тому же многие из них и сами любят подобные заведения. В мае три китайских чиновника были уволены за скандал, связанный с шантажом из-за видеозаписи интимного характера.
Как подтверждает фильм «Вожделение», на цензуру не всегда можно положиться. В Китае это, конечно, хорошо отлаженный механизм, но есть и обходные пути. Благодаря мемам, игре слов и даже виртуальным частным сетям, 642 миллиона китайских интернет-пользователей могут найти практически все, что захотят.
Можно даже сказать, что китайский интернет — это двигатель секс-революции. Возьмем, к примеру, Муцзи Мэй (Muzi Mei) — девушку, которая в 2003 году создала блог о сексе. Подробности ее сексуальной жизни, публиковавшиеся в блоге, стали настоящим хитом. В какой-то момент ее дневник даже сместил пресдедателя Мао с пьедестала почета как самого популярного интернет-запроса. К тому моменту, как ее сайт закрыли, у него уже появилось множество аналогов.
Сейчас многие хотят посмотреть на ставший знаменитым магазин Uniqlo: люди делют селфи напротив него и загружают их в сеть — легкий способ обсудить происходящее и избежать при этом возможности быть «зацензуренным». В онлайн-магазинах также можно купить смешные футболки с логотипом Uniqlo.
Конечно, ничто из этого не понравится правительству. Однако остальная часть страны движется в новом направлении — вперед к большей сексуальной свободе и веселью.