Важное соглашение с Ираном, которое помогла заключить Россия после серии интенсивных переговоров, служит дипломатическим стимулом для Москвы. С одной стороны, Россия надеется увеличить торговый оборот с Ираном, с другой, существует опасение, что жизненно необходимые доходы от продажи нефти и газа значительно сократятся.
Иран подписал во вторник соглашение с группой 5+1 — Россией, США, Великобританией, Францией, Германией и Китаем — о том, что с него постепенно будут сняты экономические санкции в обмен на ограничения на ядерную программу.
Москва, как иранский союзник, сыграла большую роль в подготовке и заключении соглашения. Эксперты полагают, что сделка поможет улучшить международный имидж России, пострадавший из-за украинского кризиса.
Президент США Барак Обама специально поблагодарил президента России Владимира Путина за помощь, что стало довольно редким в последние дни проявлением доброй воли в отношениях между двумя лидерами, столкнувшимися друг с другом из-за вмешательства России в дела постсоветской республики.
«Крупнейшее достижение России в этой сделке относится к области престижа», — сказал Сергей Серегичев, востоковед из Российского государственного гуманитарного университета. — «Кто уговорил Иран пойти на сделку с США? Россия. Без России сделки бы не было».
А после того, как с Ирана будут сняты санкции, Россия, экономика которой пострадала из-за санкций, введенных Западом на фоне украинского кризиса, встанет первой в очередь на получение богатых контрактов в ключевых отраслях, таких, как энергетика и транспорт.
«Иран должен будет развивать секторы, понесшие ущерб под санкциями, — полагает Андрей Баклицкий, директор программы нераспространения ядерного оружия при Центре политических исследований России. — Потребуется пригласить иностранные компании и инвестиции. Такие компании, как "Российские железные дороги" и ЛУКОЙЛ готовы сыграть эту роль».
Глава нефтяного гиганта ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов говорил в апреле, что компания готова немедленно вернуться в Иран после отмены санкций. такое же желание выразили некоторые другие западные нефтяные компании.
Эксперты считают, что Россия займет ведущую роль в развитии отрасли гражданской атомной энергетики в Иране. Кремль заявил, что соглашение открывает новые перспективы для планов масштабного сотрудничества в области ядерной энергетики.
Государственная корпорация по атомной энергетике «Росатом» помогала строить атомную электростанцию в Бушере и готова построить новые реакторы в Иране.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров во время переговоров по ядерной программе призвал немедленно отменить эмбарго на поставки оружия в Иран. И хотя соглашение оставило эмбарго в силе на пять лет, лавров заявил. что поставки все равно возможны — с разрешения Совета безопасности ООН.
В апреле Россия отменила запрет, который сама ввела на поставки систем ПВО С-300 в Иране. В прошлом месяце представитель Кремля заявил. что Иран и Россия согласовывают поставки систем ПВО. Комментариев о том, как соглашение по ядерной программе повлияет на эти поставки, пока не было.
«Будет очень жесткая конкуренция за иранский ядерный сектор, а потом и за сектор вооружений", — говорит Серегичев. — Я считаю, что Россия устремится первым делом в энергетику, благодаря огромному международному опыту в этой сфере».
Нефтяная ловушка
Тем не менее, вероятные выгоды России от сделки несколько нивелируются последствиями от возвращения Ирана на глобальный рынок энергоносителей. Эксперты предупредили, что Иран может потеснить Россию в качестве основного поставщика нефти в Европу.
«Иран очень хочет возобновить экспорт нефти в Европу. — говорит Семен Багдасаров, эксперт по Ближнему Востоку из московского Центра аналитических исследований. — На рынок вернется серьезный игрок, и конкуренция вырастет».
Резко падение цен на нефть в период с июня 2014 года по январь 2015 года стало одной из причин экономического спада в России и создало сильное давление на государственную казну.
Американский банк Goldman Sachs считает, что после того, как соглашение утвердят Совет безопасности ООН, иранский парламент и американский Конгресс, и Иран вернется на мировой энергетический рынок, цены на нефть поползут вниз.
Другие эксперты указывают на то, что падение цен вряд ли будет сильным, так как интерес Ирана, состоящего в картеле ОПЕК, заключается в поддержании мирового нефтяного рынка на плаву.
«Иран заинтересован получить как можно больше денег после снятия санкций, — говорит Серегичев. — О ценах всегда можно договориться, чтобы не обрушить рынок».
Эксперты также отмечают, что возвращение Ирана на перенасыщенный рынок не будет моментальным, и произойдет не раньше следующего года.