C благоприятным исходом переговоров по ядерному вопросу, которые столь долго шли между Ираном и группой «5+1», в регионе, образно говоря, начали сдавать на руки новые карты.
Вашингтон, который на протяжении многих лет негласно и за закрытыми дверьми контактировал с Тегераном, пусть и не на «высшем уровне», можно сказать, одним выстрелом убил нескольких зайцев.
Первый удар был нанесен по России и Китаю
США по сути удалось оторвать Тегеран от России и Китая. Хотя Иран, входящий в один блок с двумя этими гигантами, пока еще не перешел на сторону США, он, по крайней мере, уже начал двигаться в данном направлении. От этого уже пострадал Китай, фондовый рынок которого потерял в последнее время порядка трех триллионов долларов.
Значительные потери на фондовом рынке — не единственная проблема Китая. Пекин, нацеленный на воссоздание торговых путей через Центральную Азию, может вскоре обнаружить, что Иран, отрывающийся от трехстороннего блока, уже не заинтересован в проекте нового Шелкового пути.
От Ирака до Йемена
С риском утраты Ирана столкнулся и другой член этого блока, Россия. Асад — больше не «красная линия» для Ирана. Тегеран рассчитывает занять свое место за столом переговоров при поиске подходящего решения в Сирии. Иран по сути придерживается такой точки зрения: «Пусть США забирают Асада, но обеспечат наше присутствие за столом».
Через примирение с Ираном США, обеспокоенные суннитскими структурами в регионе, положили на стол шиитскую карту. Теперь США, которые активизировали свои действия в Центральной Азии, могут воспользоваться влиянием шиитов от Центральной Азии до Ближнего Востока. В то же время шииты могут помочь в борьбе против ИГИЛ и «Аль-Каиды».
Не будем забывать об Афганистане и Пакистане. После Ирана и Индии Пакистан — место проживания наибольшего числа шиитов: в этой стране живет 23,2 миллиона шиитов (20% населения). В Афганистане схожая ситуация: на долю шиитов численностью 9,9 миллиона человек приходится 29% жителей. Кроме того, если учесть, что шииты составляют 85% девятимиллионного населения Азербайджана, можно заключить, что США будет проще контролировать динамики региона.
Новый игрок на нефтяном рынке
Для Ирана этот процесс обладает огромным значением, переоценить его трудно. Иран как новый игрок на нефтяном рынке потеснит позиции ведущих производителей нефти. Это неизбежно повлияет на стоимость мировых поставок нефти. А выход больших объемов черного золота на свободный рынок окажет непосредственное влияние на ближневосточные монархии и Россию.
Турция должна была быть за столом переговоров
Ответ Саудовской Аравии не заставил себя долго ждать. Критику этих событий со стороны бывшего главы саудовской разведки, принца Бандара бин Султана (Bender bin Sultan), британская газета Times сопроводила таким комментарием: «Саудовская Аравия и страны Персидского залива готовы к военной интервенции в отношении Ирана без поддержки США».
События вокруг Ирана не могут не касаться Турции. И мы должны были быть за столом этих переговоров. В ближайшее время сближение США и Ирана будет лишь еще глубже влиять на наш регион.