«У Саудовской Аравии будет ядерное оружие? Да ладно. Она даже автомобили производить не научилась. Саудовская Аравия умеет выкапывать ямы в земле и качать оттуда нефть, не более того...», — так прокомментировал в прошлом месяце американский журналист Фарид Закария (Fareed Zakaria) заявление саудовского посла в Лондоне. Дипломат сказал, что после подписания соглашения с Ираном для Саудовской Аравии «будут открыты все возможности».
Однако наличие или отсутствие автомобильной промышленности ничего не говорит о возможности страны создать ядерное оружие. К примеру: Пакистан, КНДР и СССР вступили в клуб ядерных держав, хотя их автопром никогда не был источником национальной гордости. Тем не менее, кое в чем Фарид Закария прав. Скорее всего, в ближайшее десятилетие Саудовская Аравия не обзаведется ядерным оружием, хотя многие представители королевского дома часто намекали на противоположное.
Выберет Саудовская Аравия дорогу к созданию ядерного оружия или нет, но все эти заявления саудовских руководителей отражают большую тревогу Эр-Рияда за судьбу Ближнего Востока в период после подписания соглашения с Ираном. Саудовская Аравия считает договор с Тегераном опасным по нескольким причинам. Во-первых, отмена международных санкций позволит Исламской республике преодолеть финансово-экономический кризис, в котором она оказалась, и увеличить поддержку своих сателлитов по всему Ближнему Востоку, в первую очередь, «Хезболле», режиму Башара Асада и хуситам в Йемене. В результате Тегерану будет легче перестроить ближневосточный регион в ущерб саудовским интересам. Помимо этого, иранская нефть вернется на рынок, что должно привести к снижению цен и к сокращению саудовской доли на рынке.
Во-вторых, соглашение замедляет развитие иранской ядерной программы, но не останавливает его полностью. В связи с этим Саудовская Аравия опасается, что на Ближнем Востоке начнется гонка конвенциональных и неконвенциональных вооружений, в результате обострятся существующие конфликты, и это повредит безопасности королевства.
В-третьих, подписанное соглашение может повлечь за собой сближение Вашингтона с Тегераном в ущерб интересам стран Персидского залива, в первую очередь, Саудовской Аравии. Несмотря на попытки администрации Обамы убедить Эр-Рияд в том, что США верны обязательствам перед давним союзником, Саудовская Аравия осталась глубокого разочарована американской ближневосточной политикой в целом, и в отношении Ирана в частности. Вероятно, отсутствие короля Салмана на встрече президента США с лидерами стран Персидского залива в мае отражало это недовольство.
С учетом вышесказанного неудивительно, что Саудовская Аравия не входит в число сторонников подписанного соглашения. Несмотря на заявление официального представителя королевства о том, что Эр-Рияд «всегда приветствовал заключение соглашения, которое остановит иранский атом и введет контроль», саудовские руководители вряд ли верят в возможности западных стран по усмирению иранского ядерного проекта и предотвращению его разрушительного влияния на весь Ближний Восток. Например, неясно, как подписание соглашения повлияет на возможную американскую реакцию в случае, если Иран решит активнее вмешаться в гражданскую войну в Йемене.
Пока еще нельзя сказать точно, как именно повлияет подписанное соглашение на расстановку сил в регионе, в том числе на саудовско-израильские отношения. В последнее время было много сообщений о тайном стратегическом сотрудничестве между двумя государствами на фоне исходящей от Ирана угрозы, но эти слухи не получили подтверждения из Эр-Рияда. Впрочем, даже если слухи достоверны, не стоит рассчитывать на прорыв в двусторонних отношениях. Несмотря на общность стратегических интересов, Саудовская Аравия по-прежнему придерживается традиционного отношения к Израилю и требует отступления с оккупированных территорий и урегулирования палестинской проблемы в качестве условия для улучшения отношения между Эр-Риядом и Иерусалимом. Поэтому тех, кто надеялся, что подписание соглашения по ядерной программе Ирана приведет к установлению саудовско-израильских дипломатических отношений, ждет разочарование.
Автор — эксперт по внешней политике Саудовской Аравии, сотрудник кафедры социологии, политологии и СМИ в Открытом университете