В минувшую пятницу, когда президент Дилма Руссефф в кругу своих коллег по МЕРКОСУР осуждающе отзывалась о попытках институционального переворота — которые за последние годы были далеко не редким явлением на континенте — принадлежащий к правым группам председатель Палаты депутатов Национального Конгресса Бразилии Эдуардо Кунья (Eduardo Cunha) представил на повестку дня запрос об импичменте, предъявленный военным в отставке, а ныне депутатом Жаиром Болсонаро (Jair Bolsonaro), имеющим наибольшую популярность среди избирателей штата Рио-де-Жанейро.
Начиная с января этого года в Бразилии стремительно растет политическая нестабильность. После вступления Дилмы в должность президента на второй срок оппозиционные секторы, противореча институциональным нормам, пообещали, что до 2018 года она не продержится.
Бразильский конгресс является одним из оплотов политической нестабильности преимущественно благодаря Эдуарду Кунье, председателю Палаты депутатов, который объявил о своем решении выступить в качестве официального оппонента и правдал агрессию в открытой политической борьбе против Планальту — и все это в то время, как Дилма беседовала со своими коллегами по МЕРКОСУР: Кристиной Фернандес, Орасио Картесом, Табаре Васкесом и Николасом Мадуро.
Закипание бразильского политического котла совпало с 48-м саммитом МЕРКОСУР в городе Бразилиа, вместе с которым закончилось временное председательство в организации Дилмы Руссефф, передавшей эти полномочия парагвайскому лидеру Орасио Картесу.
Если за несколько дней до встречи бразильские дипломаты сообщали зарубежным корреспондентам о том, что институциональный переворот мог стать одной из рассматриваемых на саммите тем, не являясь, однако, вопросом первостепенной важности, то факты показали иное: эта проблема активно обсуждалась членами объединения. Мятежные порывы, без сомнения, долетали до лидеров саммита, проходившего в 200 метрах от конгресса, во дворце Итамарати — главном здании бразильского МИДа.
Вместо того, чтобы подойти к теме издалека, Дилма предпочла сделать категоричное заявление: «В Южной Америке нет места антидемократическим авантюрам», — сказала она, получив в ответ одобрительные жесты некоторых из своих коллег.
Затем Дилма на правах бывшей политзаключенной времен бразильской диктатуры напомнила о том, что «из-за диктатуры [южноамериканский] регион перенес много страданий. Сегодня в наших странах демократия процветает и становится более зрелой, в прошлом году общие выборы проходили в Уругвае и Бразилии, в этом году они состоятся в Аргентине, не считая парламентских выборов в Венесуэле».
Говоря о годах авторитаризма, президент Бразилии также вспомнила о президенте Жуане Гуларте-Жангу, свергнутом в результате переворота 31 марта 1964 года и погибшем в изгнании 6 декабря 1976 года в Аргентине. За ним вели слежку секретные агенты, связанные с операцией «Кондор», репрессивной кампанией, проводимой диктаторскими правительствами.
Дилма дала высокую оценку деятельности президента Гуларта и напомнила о его приверженности демократии и стремлении к благополучию людей. На мероприятии он был объявлен выдающимся гражданином МЕРКОСУР — это признание, даруемое наиболее ярким личностям. Это же звание присудили уругвайскому писателю Эдуардо Галеано, чья жизнь оборвалась в апреле этого года.
Эти два фрагмента речи хозяйки саммита, прозвучавшей в Salão Portinari Министерства иностранных дел, указывают на то, что вероятность подрыва институционального порядка не настолько маловероятна. Сравнение между нынешними срывами демократии и режимами 70-х годов оказалось наиболее красноречивым в выступлениях Кристины Фернандес и Николаса Мадуро.
Аргентинский президент напомнила, что в этом году исполняется 40 лет с момента создания операции «Кондор», и предположила, что «возможно, где-то сейчас зарождается новый, более изощренный план, который не требует вмешательства вооруженных сил, — продолжила Фернандес Киршнер. Кто знает, может, в настоящее время они называют себя грифами, а не кондорами. Но это всегда хищные птицы, и потому мы в большей степени, чем когда-либо, должны укреплять демократию». Это были слова, в которых она выразила поддержку государствам и народам, подверженным опасности дестабилизации.
Мадуро также упомянул об операции «Кондор» и сослался на «империалистов», которые, по его мнению, настойчиво продолжают чинить препятствия Латинской Америке.
Венесуэльский лидер получил поддержку МЕРКОСУР в своем протесте против подписанного Бараком Обамой декрета США, расценивающего Венесуэлу как угрозу национальной безопасности.
В окончательном документе, подписанном пятью правительствами, «подтверждается приверженность принципу невмешательства и неприятие исполнительного декрета правительства США от 9 марта 2015 года».