Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские авиакатастрофы: синдром «пост—80-х»

© Фото : ГУ МЧС России по Ростовской областиНа месте крушения легкомоторного самолета Ан-2 в Тацинском районе Ростовской области
На месте крушения легкомоторного самолета Ан-2 в Тацинском районе Ростовской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно потерпел крушение стратегический бомбардировщик ТУ-95 МС, в результате погибли два человека. За последние пару месяцев произошло шесть серьезных аварий, связанных с российскими ВВС, пять авиакатастроф потрясли всю страну. В связи с этим западные СМИ постоянно язвят в адрес Москвы. С чем же связаны данные происшествия? Это случайность или неизбежность?

Недавно российский стратегический бомбардировщик ТУ-95 МС потерпел крушение, в результате погибли два человека. За последние пару месяцев произошло шесть серьезных аварий, связанных с российскими военно-воздушными силами (ВВС), пять авиакатастроф потрясли всю страну. В связи с этим западные СМИ постоянно язвят в адрес Москвы. С чем же связаны данные происшествия? Это случайность или неизбежность?

Череда авиакатастроф, ВВС сократились наполовину

В июне и июле аварии потерпели самолеты четырех различных типов: два истребителя МиГ-29, истребители-бомбардировщики Су-34 и Су-24 (в феврале этого года разбился еще один Су-24), два стратегических бомбардировщика Ту-95 (один разбился, другой, как сообщается, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, а причиной стала поломка двигателя).

После происшествий Россия приостановила полеты на вышеупомянутых самолетах. По имеющимся данным, Россия располагает 1573 единицами различных боевых летательных аппаратов, 688 из которых прекратили полеты, что составляет 43% от общего количества. Заметно, что недавние серьезные авиакатастрофы в значительной степени отразились на ВВС страны.

Неудивительно, что западные СМИ тут же поспешили позлорадствовать, заявив, что во всем виновата жесткая позиция Владимира Путина. По мнению западной прессы, российской армии не хватает высококвалифицированных пилотов, техническое обслуживание тоже не на высоте, а к подобным катастрофам в конечном итоге привела задача повысить боеспособность армии, чтобы в полной мере противостоять Западу. Некоторым не терпится выяснить, «как же Кремль будет бороться с нами, когда у него в арсенале осталась лишь половина того, что было?»

Еще больше подлила масло в огонь катастрофа, случившаяся 12 июля: обвал казармы в Омске, который придавил 42-х офицеров и солдат. Из них погибли 23 человека.

Причина аварий: синдром «пост—80-х»

Из всей вышеперечисленной авиатехники новым самолетом является только Су-34. Остальные разрабатывались еще в 70-х и 80-х годах прошлого века. Обвалившиеся казармы тоже были построены в 70-х.

Обычно говорят, что российская военная техника «крепка и прочна», однако на самом деле практически все советское вооружение отличается относительно короткой продолжительностью жизни: через 10-20 лет ее нужно менять на что-то более новое. Перед тем как закончилась холодная война, у СССР были грандиозные планы по обновлению вооружения, замене техники, созданной в 70-80-х на новую — 90-х годов.

Конечно, всем известно, что планы не увенчались успехом. Некоторое вооружение используется уже больше 30-ти лет, оно устарело, и это серьезно влияет на возможности армии. Можно сказать, что Россия столкнулась с синдромом «пост-80-х».

Когда-то на вооружении имелось 1400 бомбардировщиков Су-24, сейчас осталось меньше 280. Так как это один из лучших самолетов-разведчиков и бомбардировщиков, неудивительно, что он постоянно находится в эксплуатации. Сейчас в основном на вооружении самолеты, сконструированные в середине 80-х и позже, их состояние все больше и больше вызывает опасения. Последние несколько лет ежегодно примерно два Су-24 терпят катастрофы.

С прошлого года было отремонтировано 84 самолета типа Су-24, эти самолеты модернизировали и переоборудовали. Пока неясно, относится ли недавно потерпевший крушение Су-24 к старым самолетам или модернизированному типу Су-24М2. Если это модернизированная версия, то стоит усомниться в эффективности таких обновлений. В феврале этого года потерпел крушение еще один Су-24. Однако тогда российская армия не прекратила эксплуатацию данной модели, и сделала это только после недавней авиакатастрофы. Так что вполне возможно, что в этот раз речь действительно идет о Су-24М2.

Кроме того, не так давно произошла авария еще с одним самолетом — Су-34, на который как раз собирались заменить 196 самолетов Су-24. Су-34 — это новейший российский истребитель-бомбардировщик. Он — довольно «свежий» самолет, и причины аварии не очень ясны. Прекращение полетов и поиск неисправностей может отразиться на плане производства данного бомбардировщика. Пока на вооружение поступило всего 59 единиц.

Что касается МиГ-29, его участь — еще печальнее, чем у Су-24. Всего их произвели около 1600. Однако сейчас из них оборудованы всего лишь 291, и те простаивают. В 90-х из-за отсутствия средств на техническое обслуживание и нехватки денег на хранение большинство самолетов МиГ-29 просто стояли и гнили на аэродромах. Сейчас отношение армии к этому самолету — тоже довольно пренебрежительное: «гниет, ну и ладно». Но не так давно два МиГ-29 потерпели крушение. Во время одного из них катапультировался летчик, который по совместительству является ответственным за безопасность полетов. Возможно, все было задумано специально, чтобы лишний раз подтвердить наличие неисправностей в самолете.

Пока все равно неясно, собирается ли Россия отправлять МиГ-29 на пенсию. Однако ВВС страны в перспективе вряд ли будут его использовать. Может быть, один лишь военно-морской флот (ВМФ) оставит его в качестве палубного самолета.

В последние годы в фокусе внимания прессы постоянно появляется Ту-95. С тех пор как в 2007 году Владимир Путин заявил о необходимости возобновить производство Ту-95, которое прекратилось в 1992 году, данный самолет был замечен рядом с множеством важных мировых режимных объектов.

В 2008 году Россия объявила о прекращении эксплуатации всех относительно старых бомбардировщиков, которым на тот момент было примерно 15-18 лет. Однако Ту-95 можно назвать «ветераном» среди остальных, так как производство большинства этих самолетов пришлось на 1980-е. Недавние авиакатастрофы связаны с воспламенением двигателей, вероятность выявления неисправностей очень велика. Очевидно, что все дело в возрасте Ту-95МС. Ведь самолеты этого типа тоже пережили кризис 90-х, и возможный ущерб может быть более серьезным.

Сегодня причины столь частых катастроф, в которых замешаны российские военные самолеты, пока еще изучаются. А вот предварительные результаты расследования обвала казарм уже опубликованы. По имеющимся данным, в обвалившемся здании в 2014 году был ремонт, в ходе которого были обнаружены нарушения. Российские военные винят во всем военные реформы, которые проводил бывший министр обороны Анатолий Сердюков.

Во время своего срока Сердюков проводил реформы, вызвавшие сильное недовольство со стороны армии. Их считали несбыточными, они не учитывали исторической преемственности российской армии, а некоторые вообще посчитали откровенной чушью. Однако обвинять в авиакатастрофах и обвале казарм человека, который уже в отставке, тоже неправильно. Боюсь, что это просто самый легкий способ переложить вину на других.

Сколько денег нужно на возрождение российской промышленности?

Так почему же Россия все еще продолжает пользоваться плодами Советского Союза и не меняет устаревшее вооружение?

После 2009 года Российская армия объявила о планах заменить все устаревшее вооружение к 2020 году. Все крупные заводы и фирмы начали получать заказы. Однако в 90-х промышленная база страны из-за накопившихся проблем практически полностью прекратила работу. На восстановление и реорганизацию военных заводов нужны огромные средства, гораздо больше, чем на непосредственное производство вооружений. Хотя в последние годы РФ начала тратить на военные нужды больше денег, их все равно недостаточно.

В течение долгого времени машиностроительной промышленности не хватало нового оборудования, а также денег для найма или подготовки высококвалифицированных специалистов, она столкнулась с проблемой снижения инновационного потенциала. Сейчас производство более-менее стабилизировалось, однако на заводах по-прежнему полагаются на советские проекты вооружений, хоть и частично модернизированные.

Посмотрим на авиапромышленность. Россия неоднократно расхваливала авиационной двигатель 117С, однако у него остаются проблемы с возгоранием, которые на всех этапах работы преследовали конструкторов истребителя пятого поколения Т-50.

Еще один классический пример — производство самолета Су-34. Из-за отсутствия заказов в течение длительного времени производственные возможности Новосибирского авиазавода значительно снизились. За десять лет было сконструировано лишь 59 самолетов, что вовсе не достаточно для осуществления плана по замене всех Су-24.

И все же авиапромышленность — отнюдь не самая запущенная отрасль промышленности России. То, в чем страна никогда не была особенно сильна, находится в еще более плачевном состоянии.

Например, последние десять лет электронная и оптическая отрасли изо всех сил пытались восполнить пробелы в создании инфракрасных тепловизоров для танков, однако в конечном итоге смогли лишь скопировать французский тепловизор «Катрин-ФС» (Catherine FC), дальность распознавания которого на два километра меньше, чем у оригинала. И такой успех — большая редкость для российской электронной промышленности. Отечественные радары с фазированной антенной решеткой корабельного базирования и бортовые радары с активной фазированной антенной решеткой в течение долгого времени оставались на этапе разработки и не могли применяться на практике. России оставалось только хвалиться своими технологиями создания пассивных фазированных антенных решеток, которые обладают «особыми свойствами», но повторить успех копирования французского тепловизора Москве было не под силу.

В мае 2015 года Россия заявила об успешном применении технологии 65 нанометров в процессе разработки центрального процессора. Тем не менее она отстала от мирового передового уровня на два поколения. А YotaPhone, который Путин преподносил в качестве подарка лидерам других стран (например Си Цзиньпину — прим. пер.), на самом деле сделан в Китае из деталей, спроектированных американскими компаниями. РФ отвечала только за разработку программного обеспечения и маркетинг.

Однако истории из жизни электронной промышленности все-таки не могут целиком и полностью показать, насколько устарела российская промышленность. Давайте возьмем другой пример: Россия традиционно считалась страной-производителем станков, а сейчас она импортирует 90% станков. Раньше страна производила грузовые автомашины, однако до того, как были внесены поправки в планы по борьбе с выбросами отработанных газов, 80% грузовых автомашин импортировались из Китая. Москва не сможет в одночасье осуществить свои грандиозные планы по строительству авианосца водоизмещением около 100 тысяч тонн. Все это свидетельствует о том, что российская промышленность опустилась практически на самое дно.

Некоторые читатели могут поинтересоваться: разве в последние годы Россия не тратит огромные средства на военные нужды? Как же без денег восстановить промышленность?

Спасут ли большие военные расходы военную промышленность страны?

Фактически высокие расходы на военную отрасль никак не отражаются на восстановлении промышленности. У России есть деньги для того, чтобы закупать и производить необходимое вооружение, однако их не хватит для полной реконструкции производственной базы. Поэтому стране остается только полагаться на импорт.

Согласно статье «Анализ экономического влияния расходов России на национальную оборону на военную стратегию страны и общество» из китайского журнала, посвященного исследованиям России, Восточной Европы и Средней Азии, резкий прирост расходов на оборону сильно ударяет по национальной экономике.

Пока правительство расходует ресурсы государственного бюджета на национальную оборону, это никак не способствует улучшению жизненного уровня с точки зрения потребительских расходов, а также не увеличивает приток инвестиций в общественную производительность. Так что подобные траты невыгодны для здорового, сбалансированного и устойчивого развития национальной экономики.

Ожидается, что с 2014 по 2017 годы доля затрат на национальную экономику лишь снизится (с 16,3% до 12,1%). Трудно оценить, какая часть пойдет на строительство и восстановление промышленности, однако я уверен, что их все равно не хватит.

Другими словами, высокие расходы на военные нужды не способствуют притоку инвестиций для восстановления промышленности. И этот пробел очень сложно заполнить за короткое время.

Еще больше людей тревожит тот факт, что в российской военной отрасли слишком много так называемых «секретных расходов». В 2009 году они составляли 10% от бюджета, в 2014 — уже 16,7%. По прогнозам, к 2017-му они достигнут 28%, хотя общепризнанные разумные пределы таких расходов — 1-3% и никак не выше 8%. Такие огромные секретные расходы давно вышли за пределы контроля, они сопряжены с высокими коррупционными рисками.

Мы видим, что из-за западных санкций, падения цен на нефть, сокращения бюджетных доходов большие военные расходы наносят удар по национальной экономике России. Если неправильно управлять ситуацией, их негативное влияние на стабилизацию социальной экономики и сбалансированное развитие может лишь усилиться.

Судя по последним тенденциям в российской армии, люди догадываются, что Запад поставил перед собой цель вынудить Путина израсходовать силы страны на конфронтацию. Сейчас мы видим в РФ симптомы «пост-80-х», боюсь, что со времен могут обнаружиться и более серьезные проблемы.

Проиграет ли Россия?

Когда думаешь о том, что Россия не по собственной инициативе начала противостояние с Западом — ее вынудила международная обстановка — накатывает бессилие. Москве пришлось принять данное решение, чтобы предотвратить потерю ее основных стратегических интересов.

Однако Россия, в конце концов, находится на третьем месте по величине военных расходов, поэтому нельзя утверждать, что ее войска — это бумажный тигр, и Западу нужно лишь выиграть время.

Необходимо отметить, что те самолеты, чьи полеты Россия пока что приостановила, представляют собой относительно слабое звено ВВС РФ. В настоящее время основной тактический истребитель страны — это Су-27, его часто использовали во время Чеченской войны и конфликта с Грузией. Кроме того, за последние несколько лет РФ закупила несколько сотен абсолютно новых Су-27СМ3, Су-30СМ3 и Су-35. К тому же некоторым самолетам типа Су-27С тоже решили пролить жизнь — поддержать работоспособность данного крупногабаритного самолета-истребителя. В последние годы был также проведен профилактический ремонт перехватчика МиГ-31. Эти самолеты неоднократно играли важную роль в воздушной конфронтации с Западом.

Даже если не брать во внимание другие типы боевых самолетов, а говорить только о многоцелевых истребителях серии Су-27, их уже достаточно для того, чтобы подавить небольшие по размерам ВВС Европы.

А если еще вспомнить о том, что ядро военных расходов России идет на межконтинентальные управляемые ракеты и ядерное оружие, то угрозы в сторону Запада о возможности применения последнего не кажутся совсем пустыми. Это лишний раз подтверждает наличие феномена так называемого асимметричного конфликта (термин асимметричная война употребляется тогда, когда более слабый противник сталкивается с более сильным, и когда используются способы боевых действий, которые существенно отличаются от традиционной военной тактики. Именно использование нетрадиционных методов позволяет более слабой стороне выстоять против более сильного врага — прим. пер.).

Пока Европа ни психологически, ни фактически не готова к военному конфликту. Если Россию будут и дальше провоцировать, в один прекрасный день она может пойти на суровые меры. Пусть сейчас ее силы уже не те, что когда-то, боюсь, что она все еще может усложнить жизнь Европе.

Однако из злорадных заметок о недавних российских катастрофах мы видим, что подавляющее большинство людей и не задумываются о наихудшем сценарии развития событий. Возможно, именно в этом и заключается самая большая беда.