С начала украинского кризиса мы наблюдаем все более явный разрыв между восприятием Путина на Западе и внутри страны. На Западе политики и комментаторы СМИ громко осуждают российского лидера за его действия на Украине, и отношение к нему в этих странах в целом довольно отрицательное. А вот в России реакция на действия Путина — совсем другая: он там весьма популярен. Вот пять причин, почему сложилась такая ситуация.
1. Большинство россиян действительно поддерживают Путина.
Последние рейтинги популярности Путина составляло не какое-нибудь кремлевское подразделение, у которого мог быть, скажем поделикатнее, конфликт интересов. Оценку его популярности проводил Левада-Центр, а это независимое и авторитетное социологическое агентство, чье руководство не всегда в ладах с властью. У исследователей из Левада-Центра нет никаких стимулов для фабрикации путинских рейтингов одобрения, чтобы укрепить публичный имидж Кремля.
Следует признать, что в авторитарных обществах даже независимые опросы могут преувеличить популярность руководителя, потому что их граждане не хотят отличаться от общего политического климата. Но конформизмом невозможно все объяснить. Порядок величин в рейтингах популярности Путина таков, что даже если принять во внимание этот фактор, мы все равно должны будем признать, что его поддерживает подавляющее большинство.
2. Украинский кризис дал значительный толчок его популярности.
В январе 2014 года, незадолго до начала кризиса, рейтинг популярности Путина составлял 65%. Затем уровень поддержки резко вырос до поразительного показателя в 89%, хотя российская экономика сталкивается с трудностями из-за санкций. Для Путина это абсолютный рекорд, ибо предыдущий пик одобрения, пришедшийся на 2008 год, составлял 88%, и было это вскоре после победы в российско-грузинской войне.
3. Личная популярность Путина не превращается в поддержку системы власти в России.
Если сравнить уровень поддержки Путина в России и взгляды россиян на российскую власть в целом, то мы увидим резкие расхождения. 58% россиян говорят, что руководители из правительства в основном стремятся к сохранению и укреплению собственной власти, а 60% заявляют, что правительственные чиновники не подотчетны обществу. Россияне не испытывают особого энтузиазма от общения с государственными служащими, и 69% из них пытаются свести к минимуму свои контакты с властью. Да и в правовую систему россияне верят не очень сильно, поскольку 47% заявляют, что они не чувствуют себя защищенными законом, и лишь 41% ощущает свою защищенность. Эти цифры говорят не только о дефиците поддержки, но и об отсутствии доверия к российской политической системе, если не считать Путина.
4. Санкции способны даже помочь Путину.
Некоторые аналитики утверждали, что когда санкции ударят по простым гражданам, россияне утратят свой энтузиазм по поводу действий Путина на Украине, а может, даже начнут протестовать, как это было в 2011 и 2012 годах. Таким образом, Путин будет вынужден пойти на Украине на попятную, либо столкнется с угрозой революции у себя дома.
Но этого не случилось. С сентября 2014 по январь 2015 года число россиян, утверждающих, что санкции отразились на них «очень серьезно» или «довольно серьезно», выросло с 16 до 33%, в то время как число людей, не страдающих от негативных последствия санкций, уменьшилось с 35 до 13%. В это же время популярность Путина продолжала расти. 66% россиян считают, что западные санкции имеют целью «ослабить и унизить» Россию, и многие из них сплотились вокруг Путина и поддержали его как «отца-заступника», который защищает страну от зарубежного натиска. Вместо того, чтобы винить в своих экономических бедах Путина, многие россияне обвиняют Запад. Почти половина россиян считает, что санкции направлены не только на нанесение вреда элите, и что они имеют целью наказать простых россиян. Таким образом, многие видят в санкциях удар по ним и по их семьям, а также считают их нападками на свою страну.
Возможно, ситуация изменится перед лицом более серьезных экономических трудностей и невзгод, но исходить из этого было бы опрометчиво. Если она не изменится, то Путин может испытать на себе давление российского общества, которое будет требовать, чтобы он не капитулировал перед Западом. В связи с этим добиться от него уступок будет гораздо труднее.
5. Что касается Украины, то Путина поддерживает даже часть оппозиции.
Действия Путина на Украине несомненно укрепили его положение в глазах консервативной базы поддержки. Но рейтинг одобрения в 89% был бы невозможен без широкой поддержки общества. Некоторые видные лидеры оппозиции в настоящее время высказываются в пользу продолжения нынешней политики в отношении Украины, а в ряде случаев призывают Россию пойти еще дальше. Один из главных зачинщиков массовых протестов против Путина в 2011 году Сергей Удальцов, которого приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы за его роль в их организации, порадовался результатам крымского референдума, заявив: «Я — советский патриот, и разрушение СССР считаю огромной ошибкой и преступлением, а поэтому полагаю, что возврат Крыма — это маленький, но важный шаг к возрождению обновленного Союза». Точно так же и давний путинский враг Эдуард Лимонов, побывавший за свою политическую деятельность в тюрьме, призвал не только осуществить военную интервенцию на востоке Украины, но и направить Черноморский флот в Одессу.
Но левые националисты — не единственные члены традиционной антипутинской коалиции, придерживающиеся таких взглядов. В своем интервью журналу «Сноб» либеральная журналистка Ксения Кириллова выразила сожаление в связи с тем, что многие представители интеллигенции из среднего класса одобряют позицию Путина по Украине, и сделала такой вывод: «Даже если они не верят в „нацистов на Украине“, большинство из них искренне верят во враждебность Запада». По общему мнению, такие взгляды в оппозиционных кругах разделяют не все; однако такого рода заявления показывают, что шансов на возникновение единого оппозиционного фронта против политики Путина на Украине очень мало. Более того, из-за усиления таких настроений, причем даже в оппозиционной среде, либеральные активисты не хотят выступать за прекращение конфликта на выгодных для Запада условиях. Например, популярный блогер Алексей Навальный и нефтяной магнат Михаил Ходорковский заявили, что не поддержат возврат Крыма Украине.
С учетом всех этих факторов, даже если Запад преуспеет в экономическом ослаблении Путина, он может в итоге укрепить его позиции внутри страны. 89% рейтинг одобрения Путина объясняется не только радостью населения по поводу присоединения Крыма, но и тем, что западные санкции усилили националистический задор и разожгли у людей личные чувства неприязни по отношению к Западу. Вместо того, чтобы стать той искрой, которая разжигает оппозиционное пламя, ситуация на Украине еще больше расколола российскую оппозицию; а если отношения с Западом будут и дальше ухудшаться, это может привести к ее дальнейшей поляризации. И наконец, украинский кризис и последовавшие за ним санкции привели к тому, что многие сегодня не обращают внимания на очевидные недостатки политической системы из-за своего недовольства Западом. Какой бы следующий шаг ни предприняли западные политики по отношению к России, им надо хорошо подумать о том, как карательные меры против Москвы отразятся на россиянах и на их отношении к Путину.
Дмитрий Саймс работает в Центре национальных интересов (Center for the National Interest).