XXI век резко изменил лицо эпохи: возникли новые вызовы, потому что до 21-го века на геополитической арене господствовал относительный баланс: технологически развитые страны были сильны своими современными технологиями, сырьевые страны — сырьевыми ресурсами. Но технологический прогресс изменил это равновесие.
Место и положение России в Евразийском союзе
Россия очень поздно почувствовала резкое влияние геополитических переходов, в частности тогда, когда постсоветские страны начали активные переговоры с Евросоюзом, а также с Соединенными Штатами Америки.
Первое.Зона военной безопасности. Россия — равнинная страна, ее зона безопасности не может быть ограничена какими-либо естественными преградами, например, горными хребтами. Для защиты своих зон влияния Россия имеет единственный оплот — размещение военных баз. Прозападно настроенная Украина (в европейской части) и Грузия (на Южном Кавказе) сократили зону безопасности России.
Россия, кроме военной гарантии, к сожалению, не обеспечила себя другими гарантиями — не создала гарантии внутренне устойчивой экономики, сильного и крепкого общества, гарантии быть передовой страной в тренде технологического прогресса, и этим заблокировала свои пути.
Второе. Экономические возможности. Одновременно с зоной военной безопасности, Россия стала терять также экономические возможности.
Россия долгое время использовала нефтегазовое «оружие» как политическую «дубину» против стран Восточной Европы, а также для давления на постсоветские территории, искусственно завышая цены на газ. Это очевидным образом проявляется на примере Армении: в результате политических давлений официальный Ереван отдает предпочтение российскому горючему, имея возможность покупать по дешевой цене газ из Ирана. К тому же, Россия тоже знает, что использует экономические рычаги в политических целях, поэтому целевые страны имеют одинаковое право не поддаваться политическим соображениям, и стремиться к своим экономические выгодам. Именно по этой, второй причине, Россия чувствует угрозу своим евразийским амбициям.
Третье. Претензия на роль сверхдержавы. Цели, чтобы быть сверхдержавой, можно достичь с помощью двух факторов: первое — обеспечение в разных регионах с помощью экономической экспансии глобализационного культурного, экономического присутствия, и второе — физическое присутствие с вертикальной структурой, для чего нужно подготовить общественное мнение как внутри страны, так за ее пределами. Российская машина пропаганды довольно эффективно реализует подготовку к созданию такого мнения для внутренней аудитории.
Отражение внутренней ситуации России внутри страны и за ее пределами
Российское общество не в курсе о состоянии как своей финансовой, экономической и военной ситуации, так и в соседних с ней странах. Откровенно раздувается миф о России как о сверхдержаве, чему есть две основные гарантии:
Первое. Образ Путина, который представлен как символ поднимающейся из руин империи, как человек, который смог дать второе дыхание империи и, естественно, расширил ее границы, завоевал Крым, встал в преддверии завоевания Донецка и Луганска. Можно сказать, что восхваление по российскому телевидению атрибутов Советского Союза составляет обязательную составляющую, имеющую свою квоту по времени в государственном финансировании первого и второго каналов России.
Второе. Исторические реалии призваны выполнять роль актуальной политики, в результате чего широко рекламируются победы во Второй Мировой войне или, как ее нарекли в советское время, Великой Отечественной войне — по новостям, в телепередачах, эпизод за эпизодом пытаются восстановить прежнюю славу советской символики и институтов. Первый из этих институтов — лишенный публичного рейтинга советский КГБ, секретная служба безопасности.
Третье. Другая попытка реализации имперских амбиций — создание Евразийского экономического союза уже вне границ страны. У этого, конечно, есть одна цель — защита границ России. Одно из редких мест, где она защищена, это граница Армения — Турция. Рассматривая это, часто забывается, что это граница прежнего Советского Союза и НАТО. Соединенные Штаты Америки заинтересованы в вопросе их открытии, а Россия — в том, чтобы вечно держать их закрытыми.
Путин не может заразить своими амбициями номенклатурных диктаторов суверенных республик, которые на протяжении 70-и лет были знакомы с политикой, проводимой со стороны Советского Союза, и склонны не доверять обещаниям России, в частности в то время, когда у них более или менее стабильна экономика, достаточно мощные сырьевые ресурсы, и они могут выдержать глобальные требования, понимая, что без иностранного финансирования (капитала) они не в состоянии встать на ноги.
Четвертое. Российские амбиции блокируются также благодаря примененным западным миром успешных культурных и военно-дипломатических экспансий, результат которого — соглашение «Шестерки» с Ираном, благодаря которому Иран станет политическим партнером, перестанет быть игральной картой в руках той же Турции, улучшит отношения также со странами цивилизованного мира, естественно, в рамках западного видения.
Новый статус России в контексте мировых вызовов
Россия остается вне возможности участия в противостоянии глобальным вызовам мира, даже и не выражает желания защитить свое участие. Во время последнего саммита G7 было заявлено о том, что РФ никогда не сможет вернуться в этот формат, если не вернет Крым. Принимая во внимание позицию России в вопросе Крыма, очевидно, что Россия еще долгое время в высоких форматах не примет участия в обсуждениях мировых вызовов, в числе которых также вопрос о терроризме. Мишенью для терроризма являются как США, как Россия, так и Европа.
Другие такие мировые вызовы, как глобальное потепление, борьба с эпидемиями, вопросы защиты природы и др. отмечаются чисто формальным присутствием российской стороны, поскольку Россия не рассматривается как партнер, способный дать эффективное решение этим проблемам.
Особенности партнерства Армении и России
Конечно, для укрепления собственных экономических возможностей Армения имеет проблему отсоединения от российского имперского поля.
Постепенное улучшение отношений с западными странами непосредственного соседа — Ирана, может стать серьезным фактором для экономической и политической независимости Армении.
Совместные действия исламского мира, богатого энергоресурсами, и западного мира в деле системного снижения мировых цен на нефть оставляют Россию на довольствии Турции и Азербайджана.
Фактически, попытки России сохранить европейские границы обречены на абсолютный провал: Украина уже безнадежно потеряна.
В отличие от Украины, мнение армянского населения по поводу русской экспансии в основном положительное или нейтральное, что обусловлено: а) историческими факторами, б) односторонностью телепропаганды, в) слабостью прозападного фактора на политическом поле, низким уровнем представленности общевропейски ориентированных сил в правящем и оппозиционном сегментах политического поля.
Фактически, борясь против НАТО, Россия автоматически приближает НАТО к своим границам. Кольцо постепенно сжимается, тогда как Россия этому давлению может противопоставить только политические действия имитационного характера:
Первое. На политической арене России победа 9 мая 1945 года представляется как самое важное событие. Как и парад, посвященный его 70-летию, исторические победы и вообще — представление исторических событий как политический приоритет. На том же примере в Армении использовались как политическая повестка дня Геноцид и его столетие. Современная политическая реакция на исторические события свидетельствует о международном рейтинге государства в мире. В Армении такая нацеленная на рейтинг политика была достаточно успешной, тогда как отношение к России проявилось политикой ее игнорирования со стороны цивилизованного мира.
Второе. Другое имитационное действие на фоне экономического спада в ответ на примененные со стороны западного мира санкции — это реализация нереалистичной экономической политики. Россия «применила свои экономические санкции», которые очевидным образом не могут повлиять на какой-либо мировой экономический процесс. Другой экономический «блеф» — заявление о замещении импорта товара эквивалентами российского производства по аналогичной цене — «импортозамещение». Тогда как очевидно, что Россия не способна производить не только продукцию потребительского назначения — телефоны, компьютеры, но и самое важное — она не способна обеспечить доступность передовых технологий, программного обеспечения, микросхем.