В конце минувшей недели видеоклип с немецким канцлером Ангелой Меркель показал, что миграционная политика — это, прежде всего, человечность. Во время публичного участия в принципе сдержанная и твердая Меркель потеряла дар речи после того, как довела до слез палестинскую девочку. 14-летняя Реем (Reem) живет со своей семьей в Германии уже четыре года, но согласно Дублинскому соглашению, вероятнее всего ей придется покинуть страну. Суховатые объяснения канцлера о том, почему семья должна вернуться в Ливан, довели до слез ученицу, а попытки Меркель успокоить ее остались напрасными.
Это видео быстро набрало тысячи просмотров и стало очередным поводом широкой дискуссии вокруг миграционной политики в ЕС. Более того — после неуспеха в начале месяца, сегодня ожидается повторная попытка ЕС добиться согласия по распределению квот на прием беженцев. На этом фоне в пятницу в Софии было подписано соглашение о взаимопомощи между Государственным агентством по делам беженцев и Федеральной службой по вопросам миграции и беженцев. По словам председателя Государственного агентства Николы Казакова, польза есть в нескольких направлениях: «Повышенное миграционное давление на Европу и военные конфликты во всем мире создают исключительно серьезный поток беженцев. Задача всех стран ЕС — встретить это давление, состоя в общей системе предоставления убежища. Конкретные параметры соглашения — это обмен информацией, хорошими практиками, экспертами и другими видами деятельности, которые касаются обеих служб. Думаю, что верный путь в отношениях между государствами-членами — это сотрудничество, прежде всего, на двусторонней основе в рамках ЕС с целью улучшения коммуникации и повышения наших усилий для разрешения проблемы».
«Нам необходимо больше солидарности», — заявил в специальном интервью для «Радио Болгария» д-р Манфред Шмидт, председатель Федеральной службы по вопросам миграции и беженцев. По его словам, на данном этапе всего лишь 11 из 28 стран-членов ЕС приняли большое число беженцев. Он считает, что ввод квот на беженцев не приведет к разрешению проблемы: «Квоты — это математическая модель распределения, а будучи европейцем, мне стыдно оттого, что 28 стран не могут достичь согласия о распределении всего лишь 20 тысяч беженцев из Сирии, где бушует гражданская война. Причем речь идет об ЕС, где население насчитывает полмиллиарда человек. Так что за рамки дискуссии о квотах, речь идет, прежде всего, о солидарности».
Председатель Государственного агентства по делам беженцев Никола Казаков ожидает от встречи министров внутренних дел ЕС смягчения предусмотренной для Болгарии квоты, составляющей около 800 беженцев. Из них около 200 человек должны быть размещены, а около 530 из Греции и Италии — перемещены. Несмотря на результаты сегодняшних переговоров, существует реальная возможность того, чтобы около 4 тысяч беженцев, находящихся в Германии, были возвращены в Болгарию. Речь идет об ищущих защиту людей, чья первая регистрация на территории ЕС состоялась именно в нашей стране, и, согласно Дублинскому соглашению, они должны быть приняты Болгарией. Недавно немецкие правозащитные организации раскритиковали условия в принимающих беженских центрах в нашей стране, и их доклады используются как инструмент оказания давления, с целью не отзывать этих людей из Германии. Вот что заявил д-р Манфред Шмидт по этому поводу: «Мы должны применять действующее европейское законодательство. В случае, что определенное принимающее государство исчерпало свои возможности, и не может принимать больше людей, Германия готова оказать помощь. Нельзя забывать, что беженцы получают в Болгарии абсолютно ту же степень защиты, как и в Германии. Все же не считаю, что для страны с населением около 7 миллионов человек будет проблемой принять обратно 4 тысячи беженцев».