Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Акихиро Сава: за переговорами по потеплению скрывается экономическая война

© AP Photo / Eugene HoshikoДевушка делает селфи во время сильного смога в Шанхае
Девушка делает селфи во время сильного смога в Шанхае
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Меры по борьбе с потеплением, требующие огромных расходов, тормозят рост экономики. Однако во время переговоров все молчат об этом. Страны пытаются продумать стратегию, которая произведет впечатление на общественное мнение. Все пытаются найти козла отпущения, отбивая атаки со стороны других стран и выдумывая для показухи различные меры и контрольные показатели.

В преддверии Конференции ООН по изменению климата (COP 21) основные страны представили проект соглашения по мерам в отношении глобального потепления. В ближайшее время должны начаться детальные переговоры, однако немногие знают о том, что суть этих переговоров состоит в экономической войне без применения оружия.

США: неясные правила, регулирующие угольную теплоэнергетику


Существует миф, что чем жестче правила, касающиеся сокращения выбросов, тем лучше развивается экономика, однако если это так, то все страны должны были бы соревноваться в ужесточении этих правил. На деле все наоборот. Меры по борьбе с потеплением, требующие огромных расходов, тормозят рост экономики. Поэтому страны пытаются переложить ответственность друг на друга.

Однако во время переговоров все молчат об этом. Страны пытаются продумать стратегию, которая благодаря поднятию планок, предусмотренных борьбой с глобальным потеплением, произведет впечатление на общественное мнение. Все пытаются найти козла отпущения, отбивая атаки со стороны других стран и выдумывая для показухи различные меры и контрольные показатели.

Делегации изо всех стран стремятся сократить экономические и политические расходы своего собственного государства.

В этом смысле в наиболее опасном положении находятся США. Президент Обама, чье президентство не может похвалиться значительными успехами, хочет оставить след в истории с помощью переговоров по климатическим изменениям. В ядре внутренних мер должны оказаться правила, регулирующие угольную теплоэнергетику. Тем не менее Верховный суд США вернул иск, касающийся ртути и других вредных выбросов, в суд низшей инстанции, постановив, что прежде чем определять правила, необходимо обсудить размер расходов на принятие соответствующих мер. Иски, касающиеся правил, определяющих содержание СО2, также подавали уже не раз. Пока не ясно, начнут ли в США действительно бороться с глобальным потеплением.

Более того, даже если американские власти присоединятся к парижскому договору, нельзя исключать возможность выхода США из соглашения, если к власти придут республиканцы. Соглашению не хватает баланса ответственности с развивающимися странами. Если Вашингтон посчитает, что пострадают его интересы, ничто его не удержит. Многие помнят о том, как в свое время администрация Буша сказала «нет» положениям Киотского протокола.

ЕС пытается установить завышенные показатели

А как дела обстоят в ЕС? Обычно он занимал лидирующую позицию в переговорах по климатическим изменениям. Для ЕС в этом вопросе характерна политическая окраска. Тем не менее в ходе COP15, который прошел в Копенгагене, в результате ошибки в парламентском делопроизводстве сторонам не удалось прийти к историческому соглашению, которое могло стать преемником Киотского протокола. Последствия ощутимы и сейчас. Поэтому сейчас стороны решительно настроены в отношении парижской встречи.

При этом европейские страны до сих пор придерживаются завышенных показателей, которые были определены в 1990 году. Им следовало бы обнулить этот уровень с учетом возможности заключения нового соглашения с участием развивающихся стран. Более того, в отличие от прежних встреч, они пытаются включить в соглашение долю поглощения углекислого газа лесами.

Германия намерена уйти от атомной энергетики. Тем не менее, если полагаться на такие нестабильные источники электроэнергии, как солнечные батареи и ветряные электростанции, без топливной энергетики не обойтись. При этом Германии сложно будет избежать использования угля, поскольку она хочет уйти от российской газовой зависимости. Выбросы СО2 так просто не снизить. Другие европейские страны находятся в сходном положении. Даже если им удастся приблизиться к намеченным показателям, европейская экономика окажется в долгосрочном кризисе.

Китай сложно инспектировать

В конце июня Китай и Южная Корея также наконец-то пообещали снизить выбросы парниковых газов. Китай поставил перед собой следующие цели: 1) выбросы парниковых газов достигнут пика к 2030 году, а потом начнут снижаться; 2) к 2030 году выбросы углекислого газа на единицу ВВП составят 60–65% от уровня 2005 года. Тем не менее поскольку максимальный объем выбросов четко не определен, некоторые эксперты утверждают, что на пик по выбросам Китай может выйти и до 2030 года. Что касается выбросов на единицу ВВП, то к 2030 году Китай только выйдет на нынешний средний уровень стран G20. Китай сделал громкое заявление, однако реального энтузиазма не видно. Более того, китайское информационно-вычислительное обслуживание сектора остается крайне отсталым, поэтому будет сложно объективно установить, достиг Китай поставленных целей или нет.

Несмотря на то, что Южная Корея является членом Организации экономического сотрудничества и развития, она не оправдывает ожидания развитых стран: РК уже обогнала Японию по уровню выбросов парниковых газов на одного человека. На нее вряд ли стоит надеяться.

Многие японцы заблуждаются: парижское соглашение не станет конкурсом красивых показателей. Суть нового соглашения состоит в том, чтобы создать структуру для установления и реального соблюдения самоограничений в надежде на ощутимые результаты.

Страны должны будут следить за выполнением этих мер и нести равную политическую и экономическую ответственность, что в конечном итоге приведет к взаимодоверию.

Именно планирование этого процесса станет основой парижского соглашения. В борьбе за сокращение вредных выбросов все страны должны находиться в равных условиях. Японии также не следует глупо бежать впереди паровоза: необходимо подойти к переговорам, тщательно изучив возможности других ведущих стран.

Автор — главный научный сотрудник Федерации экономических организаций Японии.