Лорану Фабиусу эта новость наверняка пришлась не по вкусу. 21 марта депутат Тьерри Мариани (Thierry Mariani) из партии «Республиканцы» (его избрали французы за границей) объявил, что со среды по субботу десять французских парламентариев отправятся в поездку в Россию и Крым. «Поездка готовится с 26 июня», — заявил le Monde бывший министр транспорта в правительстве Николя Саркози, чья любовь к России никогда не была ни для кого секретом.
В общей сложности в путь отправятся десять депутатов. Если считать Мариани, восемь из них представляют «Республиканцев»: Николя Дюик (Nicolas Dhuicq), Клод Гоасген (Claude Goasguen) и Жак Мийяр (Jacques Myard) уже бывали в России, а Патрис Вершер (Patrice Verchère), Совер Гандольфи-Шейт (Sauveur Gandolfi-Scheit) и Мари-Кристин Даллоз (Marie-Christine Dalloz) побывают там впервые. Замыкают делегацию парижский сенатор от Союза демократов и независимых Ив Поццо ди Борго (Yves Pozzo di Borgo) и социалист Шарант Жером Ламбер (Jérôme Lambert). По словам Мариани, в программе визита запланированы «встречи в Москве со спикером Думы Сергеем Нарышкиным, а также в Севастополе и Ялте с местными властями и представляющими меньшинства ассоциациями. Будет там и два чисто французских этапа: "Альянс Франсез" в Севастополе и расположенное там же французское военное кладбище, которое оказалось в запустении и стало жертвой политической ситуации, так как Франция не признает аннексию Крыма».
По его мнению, все предельно прозрачно: «Сейчас нужно поддерживать диалог с нашими российскими друзьями. У нас должна была состояться франко-российская встреча, но ее отменили в ответ на санкции против России. На парламентском уровне сейчас практически или даже совсем нет диалога вот уже почти два года». Как бы то ни было, о параллельной курсу правительства дипломатии речи тут не идет: «Никаких двусмысленностей тут нет. Мы не говорим ни от имени правительства, ни от имени Национального собрания». Такое заявление он сделал после того, как несколько депутатов получили от спикера парламента Клода Бартолона письмо с требованием не выступать от имени Национального собрания.
Во французском МИДе тоже дали понять, что не рады этой поездке. «Но ведь такова французская парламентская традиция, — не согласен Мариани, лидер движения "Народные правые" в партии "Республиканцы". — Депутаты представляют национальный суверенитет. В 2002 году я организовал поездку в Ирак и столкнулся с таким же противодействием правого правительства». То же самое говорит и его коллега-центрист Ив Поццо ди Борго: он придерживается «наблюдательной логики» и не считает поездку «признанием присоединения Крыма к России».
В любом случае, эта поездка не станет первой в своем роде. 11 сентября 2014 года Сергей Нарышкин принял 14 французских парламентариев, в том числе и Тьерри Мариани. За десять дней до того спикер Думы побывал в Париже для «развития дружеских отношений двух стран». Некоторые тогда восприняли этот визит как насмешку над санкциями Европы, которая внесла соратника Путина в список лиц, лишившихся права на получение визы.
Дамасский прецедент
Встречи французских парламентариев со спорными иностранными деятелями не назвать чем-то новым. В феврале 2015 года четверо французских депутатов решили отправиться в Дамаск для беседы с Башаром Асадом. В соответствии с принципом разделения властей эта парламентская инициатива не согласовывалась с Министерством иностранных дел. 12 июля христианский демократ Жан-Кристоф Пуассон (Jean-Christophe Poisson) вновь встретился с сирийским лидером в Дамаске, чем навлек на себя громы и молнии некоторых представителей большинства.
Но, как считает Тьерри Мариани, Россия — это не Сирия. Отвернуться от нее невозможно: «Учитывая происходящее сейчас в Сирии и Иране, становится очевидно, что Россия — ключевой участник дипломатических отношений. Кроме того, в борьбе с терроризмом она заняла предельно четкую позицию, отказавшись от союза с финансирующими терроризм государствами... что не всегда можно сказать о США».