Несколько слов о ядерном договоре между Ираном и мировыми державами — но под иным углом зрения. Огромное количество аналитических статей и мнений различных экспертов публикуется в последние дни. Отовсюду звучат слова: уран, плутон, центрифуги, контроль, атомная бомба, тяжелая вода.
Демонстрируются сравнительные таблицы прибылей и убытков, преимуществ и недостатков. Публика с трудом переваривает всю эту информацию. Все это действительно требует серьезной дискуссии и тщательного анализа. Но дело не только в этом. Тема обсуждения — на самом деле весьма сложная и неоднозначная. Подписанный договор будет иметь далеко идущие стратегические последствия. Поэтому категорические заявления как сторонников, так и противников этого соглашения спустя годы будут восприниматься, как бессмысленная болтовня. Время покажет, кто был прав.
Именно поэтому, исходя из необходимости анализа важных событий и процессов под нестандартным углом зрения, я хочу предложить иной подход. Речь идет об одном из важнейших элементов, обладающих серьезным весом, играющим ключевую роль в том сложном комплексе вопросов, который обсуждается в связи с подписанием договора между Ираном и мировыми державами. О нем не всегда говорят вслух, но он имеет важное значение для любой мусульманской власти.
Он не фигурирует ни в одном формальном документе, нет ни одной официальной дискуссии, в ходе которой обсуждается этот момент. Но при этом он постоянно витает над нами, он обладает огромной эмоциональной силой, он иррационален. Он затрагивает все социальные слои и группы населения, бедных и богатых, элиту и простой народ. Он является государственным достоянием. Он обладает национальным, политическим, психологическим значением. Иноземцу, чужаку он непонятен. Название этого тайного ингредиента персидского блюда состоит из одного простого слова. Это слово — честь.
Если иранское руководство сумело, благодаря подписанному соглашению, восстановить потерянную — из-за международной изоляции и экономических санкций — честь, вернуть почет и уважение гордой персидской нации, то все уступки, на которые тегеранский режим пошел в ходе переговоров можно считать оправданными. Понятно, что Иран и Запад будут подавать это соглашение — каждый по-своему. Но ясно, что иранская власть представит подписанный договор, как победу персов над Западом. Именно так Тегеран будет трактовать соглашение перед своими союзниками и врагами — мусульманскими странами, западными государствами, суннитами, шиитами, террористическими группировками, верующими и неверными. Речь идет о чести — национальной, религиозной, общинной, индивидуальной.
Честь отнюдь не является абстрактным понятием в мусульманской системе ценностей. Она имеет колоссальное значение. Нам пора признать этот важный фактор, оказывающий влияние на нашу жизнь в регионе. Ни одни переговоры с мусульманским государством невозможны без учета этого фактора.