Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что означает мнимый отвод войск на Донбассе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обе стороны договорились об отводе танков и вооружений калибра до 100 миллиметров. Для наблюдения за этим процессом были приглашены российские тележурналисты и сотрудники ОБСЕ. Последние, однако, не смогли подтвердить, что увиденное ими было, на самом деле, «отводом». При чтении доклада ОБСЕ от 19 июля не создается впечатления, что речь идет о каком-то прорыве.

Москва. — В Минске противоборствующие стороны вновь договорились об отводе вооружений от линии фронта. Однако танки отводятся всего на пару километров. До установления мира еще далеко.

Во вторник в Минске была проведена особая встреча контактной группы. Действующий председатель ОБСЕ и министр иностранных дел Сербии Ивица Дашич (Ivica Dačić) направился в Минск для того, чтобы принять участие в переговорах между представителями Украины, России и сепаратистами. Этот высокопоставленный гость рассчитывал добиться заметного дипломатического успеха, однако вечером во вторник он не смог о нем объявить.

Обе стороны договорились об отводе танков и вооружений калибра до 100 миллиметров, сообщил этот дипломат. «Я приехал сюда для того, чтобы придать этому процессу дополнительный импульс, чтобы не упустить сегодняшний момент, который мы считаем благоприятным, — сказал Дашич в Минске. — Определенные вопросы должны быть решены до осени». Официальный представитель украинского президента Петра Порошенко во вторник вечером подтвердил согласование текста договора о дальнейшем отводе вооружений. Сепаратисты сообщили, что они в ближайшее время подпишут согласованный документ.

В Минске все участники хотели показать, что именно они вносят наибольший вклад в дипломатический процесс. Однако в ходе конфликта на востоке Украины стало понятно, что Минск и Донецк часто весьма удалены друг от друга — и не только в географическом отношении. То, о чем договариваются в Минске, на местах не реализуется. После достижения договоренности в феврале полное прекращение огня не было достигнуто, боевые действия становились более интенсивными или позднее несколько стихали — независимо от тех соглашений, о которых дипломаты договаривались в Минске. И тяжелые вооружения не были отведены от линии фронта.

Пиар-акция или действительный отвод?

Сепаратисты в восточной Украине уже в конце прошлой недели начали демонстративно отводить вооружения от линии фронта. Для наблюдения за этим процессом были приглашены российские тележурналисты и сотрудники ОБСЕ. Последние, однако, не смогли подтвердить, что увиденное ими было, на самом деле, «отводом».

При чтении доклада ОБСЕ от 19 июля не создается впечатления, что речь идет о каком-то прорыве. В населенном пункте Лозовое наблюдатели увидели, как три танка Т-64 отъехали в южном направлении примерно на 1,28 километра и остановились в лесу около этого поселка. В селе Новоласпа они увидели четыре бронетранспортера, которые отъехали на 4,3 километра в восточном направлении и также остановились в лесу.

Создается впечатление, что эти действия в выходные дни были пиар-акцией, смысл которой состоял в том, чтобы показать: сепаратисты стремятся к миру. Однако для того, чтобы иметь возможность с уверенностью говорить о том, что вооружения были отведены, недостаточно направлять танки в лес при включенных телекамерах. Как и в случае достигнутой в феврале договоренности об отводе вооружений, обе стороны должны предоставить наблюдателям от ОБЕС полные списки тяжелых вооружений, находящихся в их распоряжении.

Им нужна информация о тех местах, где находятся артиллерийские установки и танки, а также неограниченный доступ к ним для осуществления проверки и подтверждения того, что вооружения, действительно, отведены, а не остались на линии фронта. В том тексте, который был согласован обеими сторонами во вторник в Минске, подобный механизм проверки, судя по всему, содержится.

Бои продолжаются


Однако и подобный вариант проверки еще не является гарантией мира. В теории наблюдатели ОБСЕ уже с февраля должны были иметь доступ к местам хранения вооружений. Однако в докладе от 19 июля говорится о том, что в этом отношении есть определенные ограничения. Представители ОБЕС хотели посетить два места хранения оружия сепаратистов. Однако к первому месту, где они хотели проверить серийные номера противотанковых орудий, они не получили доступ. Во втором они установили, что не хватает одной гаубицы. На украинской стороне наблюдатели имели доступ ко всем местам хранения, однако они установили, что там не хватает некоторых реактивных систем залпового огня и гаубиц.

Пушки не молчали и в прошлые выходные дни. 18 июля наблюдатели насчитали в Донецке 112 взрывов, а также стали свидетелями выстрелов, производившихся с обеих сторон. В ночь на воскресенье произошло 50 взрывов, а днем в воскресенье — еще 24. В понедельник, перед заседанием контактной группы в Минске, ситуация в Донецке вновь успокоилась.

Будущее зависит от Москвы

Однако это спокойствие остается хрупким. Несмотря на проведенный в конце прошлой недели демонстративный отвод вооружений в двух населенных пунктах, сепаратисты в других местах осуществили концентрацию тяжелых вооружений. Так, например, наблюдатели ОБСЕ в понедельник заметили 21 танк в районе Луганска, то есть там, где они, собственно, не должны были находиться. Работа одного из беспилотников ОБСЕ в районе Донецка была блокирована. На украинской стороне беспилотник зафиксировал слишком близко к линии фронта 17 танков и одну зенитно-ракетную установку.

Минские соглашения является той надеждой, за которую охотно держатся и на Западе. Однако по прошествии почти года после заключения соглашения Минск I и полугода после заключения соглашения Минск II приходится констатировать, что обстрелы в восточной Украине не прекращаются, а люди продолжают гибнуть. И не существует прочной гарантии того, что дальнейшая эскалация не произойдет. Дальнейший ход событий зависит также от того, какую стратегию изберет Москва — захочет ли она постепенно заморозить этот конфликт или будет и дальше оказывать давление на Киев.