Результаты исследования, заказанного Министерством внутренних дел предупреждают о том, что чиновники не в силах определить, кто хочет попасть в Эстонию под видом беженцев. Иммиграция может увеличить преступность и спровоцировать другие угрозы. Министерство юстиции советует быть готовыми к убийствам чести и другим до сих пор не встречавшимся у нас преступлениям.
Недавно опубликованное исследование Министерства внутренних дел «Возможные риски для безопасности Эстонии при участии в программах переселения людей, получивших международную защиту» показывает, что с приездом беженцев связано много угроз.
Исследования показывает, что многие страны (Дания, Ирландия, Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния) ясно видят угрозу для своей безопасности, исходящую от беженцев. Угрозу для общественного порядка видят в Финляндии, Бельгии, Голландии, Дании, Чехии, Португалии, Франции и Румынии. Для здоровья населения — в Ирландии, Дании, Чехии, Финляндии и Румынии.
Некоторые страны (Австрия, Бельгия, Чехия, Финляндия, Германия, Великобритания, Норвегия) используют помощь органов безопасности при принятии беженцев. Например, Дания в прошлом году отказалась принимать 104 беженцев (30% общего числа ходатайствовавших). Там все беженцы, участвующие в программе переселения, проходят через внешнюю разведку Дании, а граждане отдельных стран — дополнительный контроль полиции безопасности.
Террористы проникают обманным путем
Данное исследование проводилось в центре миграционных исследований Академии внутренней обороны. Им занимались трое ученых, работой руководила социолог Эва-Мария Азари.
Были опрошены эксперты по безопасности и переселению в Эстонии и восьми других стран. Кроме этого, была изучена тематическая научная литература.
Авторы поясняют, что небольшая и контролируемая иммиграция полезна для общества и экономики страны. Например, квалифицированные работники и иностранные инвесторы помогут исправить продуктивность экономики.
Иммиграция может стать угрозой для безопасности, если она — массовая, и принимающая сторона недостаточно знает о прибывающих беженцах.
По оценке экспертов, самая большая опасность в том, что Эстония не может определить, кто сюда приедет, поскольку документы беженцев часто не в порядке или вовсе отсутствуют. Например, члены Исламского государства обманным путем пытаются проникнуть в Европу.
Высоко оценили эксперты и возрастание нагрузки Министерства социальных дел, а также рост преступности. В Дании уровень преступности среди беженцев мужского пола и их последователей на 73% выше, чем в целом среди мужчин. В 2006 году в Дании в местах заключения для молодежи из десяти семеро были иммигрантами, и из них примерно 40% — беженцы. Считается, что в Германии уровень преступности среди иммигрантов примерно в пять раз выше, чем среди немцев. В Швеции и Испании около трети преступлений совершают иммигранты.
КаПо не нравятся полчища беженцев
Конечный 37-страничный отчет исследования датирован 23 февраля, но МИД опубликовал его на своей странице в интернете лишь в минувшую пятницу.
«Это не засекреченное исследование. Оно просто было не до конца оформлено», — обосновал Тоомас Викс, который отвечает за внутреннюю безопасность PR-работы министерства.
Содержание отчета не менялось с апреля, когда его представили различным госучреждениям.
Представитель Полиции безопасности сказал тогда за круглым столом: «Если мы посмотрим на соседние страны, то у всех есть проблемы (Дания, Швеция, Финляндия). Это говорит о том, что интеграция не удалась. Сначала надо принять пять человек, потом десять и т.д. Разумнее и результативнее направить действия вовне».
Чиновник МИД выразил мнение, что Эстония могла бы построить профессиональное учебное заведение в какой-нибудь другой стране.
В Эстонию прибудут беженцы другого сорта
Представитель Министерства социальных дел сравнил беженцев с инвалидами («У них особые потребности, схожие с потребностями людей с отклонениями») и пожаловался, что для них сложно найти жилплощадь. Муниципальных квартир на всех не хватает.
Он отметил, что местные самоуправления хотят видеть тех беженцев, «которые были бы похожи на наших людей и желательно говорили бы по-русски».
Другой представитель министерства на это заметил, что «предпочтение русского языка как иностранного кажется ужасающим. Таким образом мы добавим в русскоязычное пространство людей, у которых слабая связь с Эстонией».
Третьего чиновника интересовал вопрос, чем закончится переселение. «Можно ли переселить человека назад, если ситуация в третьей стране перестанет быть опасной», — спросил он.
Эва-Мария Азари ответила: «Это не та тема, о которой хотят говорить. Будут пытаться посылать людей назад, но общая политическая точка зрения — в том, что люди останутся в стране, которая их приняла. Особенно, если люди приехали с детьми».
Азари отметила, что США забирают себе «сливки» из числа беженцев. Евросоюзу достаются остальные. Представитель Департамента полиции подтвердил, что «для Эстонии высококвалифицированной рабочей силы, очевидно, не хватит, приходится рассчитывать на низкоквалифицированную. У нас на рассмотрении был врач из Сирии, который сразу сказал, что не планирует оставаться в Эстонии».
Протокол совещания засекречен на пять лет.
Стоит опасаться новых видов преступлений
Вопросом беженцев занимались и другие госучреждения. Например, в список чрезвычайных ситуаций для государства входит массовая иммиграция беженцев. Согласно бумагам, массой считается число от 50 человек, которые одновременно прибывают на границу или обнаруживаются в каком-либо средстве передвижения. Риск возникновения такой ситуации оценен как очень высокий. Однако сейчас, когда правительство официально планирует принять беженцев, ситуация не считается бедствием.
Министерство юстиции предупреждает, что Эстония должна быть готова к таким новым видам преступлений, как «расовое насилие, браки по принуждению, убийства чести». Также упоминается и об увечьях половых органов.
«Возможно возникновение новых, до сих пор не затрагивавших Эстонию, национальных групп, в отношении которых относительно велик риск совершения насилия», — говорится в пояснительных записках министерства.
В прикладном исследовании Азари говорится, что в Норвегии заметно большую часть признанных виновными и заключенных составляют выходцы из Косово, Марокко, Сомали, Ирака и Ирана, а также из Азии.
«В Финляндии в 2008 году было зарегистрировано множество преступлений, совершенных иммигрантами — 77 из них гражданами Ирака, 58 — гражданами Сомали, 48 — гражданами Турции», — говорится в исследовании.
Угроза для беженцев
Насилие может быть не односторонним. «Часто иммигранты сами становятся жертвами преступлений. Например, в Дании, 49% сомалийцев за последний год стали жертвами какого-либо преступления, в Финляндии их было 47%. В Северных странах иммигранты ассоциируется с семейным насилием, были случаи убийств чести или другие случаи внутриобщинного притеснения».
Департамент полиции направил в июне в Академию внутренней обороны десять тем на выбор для магистерских работ. Одна из них связана с угрозами для безопасности в связи с волной беженцев и их предотвращением.
Чиновники основательно готовятся к прибытию беженцев.