Это не «Красный рассвет», но в четверг ФБР внесло свою лепту в канон низкопробных американских фильмов, порождающих страх перед коммунистическими врагами Америки. В рамках усилий по развитию представлений об угрозе экономического шпионажа бюро сняло фильм The Company Man: Protecting America’s Secrets (Человек компании: на защите американских интересов). Это подлинная история об инженере из фирмы изоляционных материалов, к которому обращаются китайские бизнесмены с предложением продать коммерческие секреты своей компании.
Для государственной картины этот фильм выглядит очень даже неплохо, хотя сценарий — несколько неуклюжий и слабый. Это история о Роберте Муре, взъерошенном главе семейства, который вечно нервничает из-за того, что ему надо платить за учебу детей в колледже, и очень хочет получить большое повышение в своей компании. И тут к нему обращаются два неуклюжих китайских предпринимателя, которые хотят получить информацию о новейших изоляционных технологиях его американской фирмы. Они предлагают Муру 200 000 долларов в обмен на нужные им инженерные планы. Мур отвечает отказом и ставит в известность свое руководство, которое обращается в ФБР. После этого бюро использует Мура в качестве подставного лица и арестовывает преступную китайскую пару.
Эта картина — успокаивающее послание тем компаниям, которые сомневаются в целесообразности обращения за помощью к ФБР. В ней полно намеков на то, как тщательно бюро охраняет коммерческие тайны компаний в судах, и почему благодаря обращению к властям можно избежать катастрофического ущерба своему бизнесу. Это также фильм-похвала агентам ФБР и лояльным безликим служащим, превозносимым как образец простого человека, олицетворяющего все американское.
Это далеко не худший образец антикитайской пропаганды. Когда на переговоры в компанию прибывают китайские бизнесмены, звучит музыка, чем-то напоминающая китайскую. Агент ФБР без промедлений выступает с разъяснительным политкорректным монологом: «Подавляющее большинство бизнеса с Китаем вполне законно и полезно для нашей экономики, но периодически мы сталкиваемся с такими ситуациями, в которых явно существуют тайные замыслы».
Хотя в фильме присутствует намек на клише и штампы антикоммунистической кинематографии, его главная идея отнюдь не является надуманной. По оценке специалистов, потери от экономического шпионажа в американской экономике составляют до 100 миллиардов долларов в год, причем главным правонарушителем американские официальные лица обычно называют Китай.
Как заявляет ФБР, при помощи этого фильма оно намерено повысить степень информированности населения о той растущей угрозе, которую представляет экономический шпионаж. «У нас бывают случаи, и это показано в фильме, когда люди буквально заходят на склады и на заводы, пытаясь украсть те или иные секреты, — отметил в своем заявлении заместитель директора ФБР по контрразведке Рэндалл Коулман (Randall Coleman). — Поражает размах их действий, направленных на кражу информации». Если в прошлом экономический шпионаж был сосредоточен в основном на оборонной промышленности, то сейчас он распространяется и на многие другие отрасли.
Бюро заявляет, что намерено использовать свой фильм на брифингах для руководителей предприятий и компаний. Оно уже провело 1300 таких брифингов и назначило сотрудников в 56 своих отделениях на местах для осуществления связи с компаниями по вопросам экономического шпионажа.