Конфликт на востоке Украины, с одной стороны, осложнил жизнь украинских предприятий космической отрасли, с другой — открыл перед ними новые возможности. Вследствие ухудшения отношений с Москвой Киев лишился части заказов из России, одновременно США ввели санкции против РФ в военно-технической сфере.
К 2019 году Вашингтон намерен прекратить использование российских жидкостных ракетных двигателей РД-180 и ищет им замену. Когда в июне ВВС США объявили конкурс на замену РД-180, украинское госпредприятие «Конструкторское бюро «Южное» им. М.К. Янгеля» (КБЮ) подало и свою заявку. DW расспросила генерального конструктора и генерального директора предприятия Александра Дегтярева о будущем украинской космической отрасли, а также о шансах на успех в американском проекте.
Deutsche Welle: С началом конфликта на востоке Украины техническое сотрудничество между Москвой и Киевом сократилось в разы. Как работает КБ «Южное» в новых условиях, пока нет налаженного сотрудничества с другими странами?
Александр Дегтярев: Мы долго и плодотворно работали с РФ, но после обострения отношений между нами сокращение заказов не стало трагедией. Ведь Россия также стремилась к независимости в части проектов с полным замкнутым циклом производства. Конечно, полноценное сотрудничество могло дать и России бóльшие преимущества, и мы не потеряли бы в заказах.
Сильнее всего пострадал «Южный машиностроительный завод» («Южмаш»). Он производит материальную часть для ракеты-носителя (РН) «Зенит». А она используется в проектах Sea Launch («Морской старт» — космодром для запуска космических ракет с морской платформы, — прим. ред.) и Land Launch («Наземный старт» — совместный проект РФ, Украины и США по запуску «Зенитов» с космодрома Байконур, — прим. ред.), активами которых владеет Россия.
Мы совместно планировали проект создания тяжелой транспортной системы тягой более 100 тонн. Все это принципиально можно было бы реализовать. Указ президента Украины (8 июня Петр Порошенко подписал пять законов о разрыве соглашений в военной сфере с РФ, — прим. ред.) не ограничивает нас в сотрудничестве в плане мирного космоса. Но вот сам дух отношений сегодня не способствует этому. Еще раз повторю: жаль, но трагедии нет. Надеемся, проекты Sea Launch и Land Launch будут работать. Они дадут необходимую загрузку нашему давнему и постоянному партнеру — «Южмашу».
— Вашингтон планирует к сентябрю заключить контракты на 160 миллионов долларов на ракетные двигатели, призванные заменить российские РД-180. В августе истекает срок рассмотрения вашей заявки. Могут ли ваши двигатели стать альтернативой российским?
— Безусловно. Этого многие не знают. Мы свыше 50 лет успешно разрабатываем РД в основном для вторых, третьих, верхних ступеней ракет. Сегодня имеем документацию на двигатели первых ступеней с тягой в 200 и 250 тонн на базе нашего РД-815. Он позволяет при разной комплектации сборки получать тягу в 500, 750, 1000 тонн! Это как раз замена РД-180, у которого тяга 430 тонн. Надеюсь, мы вместе с американскими специалистами сумеем реализовать наши мечты.
— Где используются РД-180?
— В ракете-носителе «Атлас-5», главном компоненте пускового флота США, на котором реализуются все проекты, связанные с безопасностью страны и исследовательскими миссиями.
— Какие условия выдвигают американцы к своим партнерам?
— Прежде всего это опыт, реальные достижения. Но это не начальные условия. Они молодцы, оценивают молодые амбициозные компании, пусть даже без надлежащего опыта, и этим стимулируют их развитие. Привлекают их к проектам и стараются поддержать. А каких-то специфических требований нет.
— А кто в Европе или Азии может быть вашим конкурентом в этом проекте?
— Самые вероятные претенденты на получение проекта это, безусловно, США. Из основных конкурентов, это в первую очередь Aerojet (американская компания, специализирующаяся на производстве ракетных двигателей, — прим. ред.). Есть и более молодые, но не менее амбициозные и агрессивные американские компании.
Заслуживают внимания Китай и Индия, которые стремительно развивают свой космический сектор вообще и ракетное двигателестроение в частности. Они не могут еще рассматриваться нами как полноценные конкуренты, но, учитывая стремительные темпы их развития, в ближайшей перспективе, безусловно, смогут занять свою нишу в космическом бизнесе. В отношении европейских компаний можно сказать, что конструкторское бюро «Южное» не ожидает для себя особой конкуренции.
— Сказывается ли на шансах сотрудничества вашего КБ с зарубежными партнерами близость основного производства к зоне боевых действий на востоке Украины?
— Все в мире относительно. Зона боевых действий не так уж и близка к Днепропетровску в масштабах Украины, а ментально население нашей области никогда не разделяло настроений Донбасса. Естественно, никому не нравится, что на территории государства — партнера по бизнесу существует зона конфликта. Но наше предприятие очень дисциплинированно выполняет свои обязательства, и уровень доверия со стороны иностранных компаний к нам настолько высок, что нет повода жаловаться на отказы от сотрудничества по причинам повышенных рисков.
— В случае успешных переговоров, какая экономическая выгода Украине от этих контрактов с США?
— Выгодность контрактов определяют стабильная загрузка производств, налоговые поступления в казну, создание на Украине рабочих мест, что самое важное. КБ «Южное» не только проектная организация. Мы генерируем разработки, проекты и заказы. За пять последних лет мы заплатили в госбюджет свыше 600 миллионов гривен налогов (24 миллиона евро в пересчете), а получили на развитие из бюджета всего 84 миллиона. С нами работают 120 предприятий Украины. За 2014 год по контрактам с иностранными заказчиками мы заплатили внутренней кооперации около 700 миллионов гривен. Это немалая составляющая экономической выгоды.