Казалось бы, что после событий 11 сентября теорией Сэмюэла Хантингтона (Samuel Huntington) о столкновении цивилизаций (Clash of Civilizations) никого не удивишь, однако противостояние Запада и Исламского государства (ИГ) лишний раз подтверждает, что конфликт между религиями и цивилизациями до сих пор остается одним из самых сложно разрешимых вопросов.
Конечно, между представителями ИГ, суннитами и шиитами тоже существуют конфликты, и это приводит к тому, что сунниты Персидского залива объединяются с США и Европой в борьбе с терроризмом. Есть даже вероятность, что союзниками Америки могут стать шииты из Ирана. В решении религиозного вопроса и интеграции исламского мира нужно опираться на принципы утилитаризма. Страны Ближнего Востока должны проводить такую внутреннюю и внешнюю политику, которая будет принимать во внимание все существующие между ними противоречия, а также особенности сторон.
Такова ситуация в исламском мире. Однако Европа тоже столкнулась с конфликтом цивилизации и религии.
У европейской цивилизации есть два основных направления: греческое и римское. Однако если рассматривать ситуацию с точки зрения единой валюты еврозоны и европейского долгового кризиса, получается, что главные зачинщики — не кто иной, как Греция и Италия, то есть истоки этих двух течений.
Рим сейчас находится на тягостной стадии восстановления экономики, Греция вступила в новый круг долгового кризиса. Итоги референдума, которые так всполошили международных кредиторов, вряд ли помогут стране справиться с упадком. Долг Афин составляет 310 миллиардов евро, и избавиться от него будет непросто. К тому же ни премьер-министр страны Алексис Ципрас, ни народ не хотят выходить из еврозоны.
Если бы не PIIGS (созвучно английскому «свиньи», речь идет о Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании — прим. пер.) и не греческий долговой кризис, еврозона целиком и полностью состояла бы из развитых экономик приблизительно одного уровня. Но так как в союзе существует дисбаланс региональных экономик, Европа серьезно пострадала из-за кризиса суверенного долга и греческих проблем. Страны Западной, Восточной и Северной Европы довольно развиты, а юг заметно отстает. Однако зона евро не похожа на Китай с его неравномерным уровнем экономического развития, где центральное правительство помогает регионам справляться с трудностями с помощью распределения ресурсов. Еврозона, далекая от конфедерации, может спасать страждущих лишь с помощью ссуд. Те взамен должны пообещать кредиторам проводить политику экономии: увеличить налоги, урезать расходы, повысить пенсионный возраст, сократить материальные льготы и так далее.
Лидер еврозоны — это Германия, в посткризисный период ей удалось стать в регионе экономическим гегемоном. Нацисты покоряли Европу с помощью оружия, современный Берлин делает это с помощью евро.
Вот вам и кризис европейской экономической цивилизации. Греция в полной мере ощутила на себе это давление. Конечно, в течение многих лет Афины пользовались расположением Европы и отлынивали от работы, так что здесь та ситуация, когда, как говорится, сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Поэтому выход один — идти на крайние меры и бороться со сложившейся ситуаций. Будущее страны — пока в тумане, однако неважно, останется она в еврозоне или нет, Греция показала другим странам PIIGS пример того, что бывает, когда вовремя не выплачиваешь долги, и поставила под сомнение эффективность еврозоны.
Здесь важно отметить, что как в еврозоне, так и в самом Евросоюзе существует религиозный конфликт. Исторически так сложилось, что в Европе религиозных войн и реформ было хоть отбавляй, из-за этого христианство разделилось на три ветви: католицизм, протестантство и православие. Последнее преобладает в Греции, есть даже термин греческое православие. Италия и Испания — классический пример католических государств, в Германии из 62,8% (на 2008 год) верующих христиан половина — католики и протестанты.
Католицизм и протестантство могут сосуществовать в гармонии, а вот православие в рамках большой христианской «семьи» стоит особняком. Православная Греция с ее суверенной задолженностью и мыслями о выходе из еврозоны усилили опасения Запада, что Афины могут сблизиться с Москвой.
По мнению некоторых американских экспертов, например профессора Университета Джорджа Вашингтона Генри Нау (Henry Nau), который во времена Рейгана был членом Совета национальной безопасности США, Вашингтон должен поддержать Грецию. Если она выйдет из еврозоны, это ослабит веру в ЕС и НАТО, и влияние России возрастет. Своенравность Алексиса Ципраса заставляет Европу и МВФ подозревать, что у него есть план Б: обратиться за помощью к Москве. Даже один из кандидатов в президенты США, еще один представитель семьи Буш, Джеб Буш (Jeb Bush) считает, что Евросоюзу необходимо во что бы то ни стало выручать Афины, ведь сплоченная еврозона и ЕС крайне важны для Запада.
Погрязшая в экономических трудностях Россия, в свою очередь, уделяет проблемам Греции немало внимания. Владимир Путин считает, что раз эти две страны — главные в православном мире, значит между ними существует особая связь. В то же время президент РФ отмечает, что г-н Ципрас вовсе не просил у Кремля помощи, так как понимает, что страна переживает не лучшие времена.
Очевидно, что у этого религиозного конфликта внутри христианства (ведь все-таки между католицизмом и протестантством с одной стороны и православием с другой отчужденность действительно сущетвует) есть и геополитическая составляющая. Между православной Россией и США произошел серьезный конфликт из-за геополитического кризиса на Украине, и, по мнению западного мира, Греция неизбежно станет частью «заговора».
В украинском кризисе тоже есть религиозный компонент. На западе страны преобладает католичество, поэтому эта часть больше льнет к Европе. На востоке, наоборот, большинство людей — православные, поэтому у них отношения теснее с Россией (прибавим к этому географические и этнические связи). Когда-то Россия и Украина были одной семьей, принадлежащей к восточнославянской ветви, а теперь на почве религии и геополитики возненавидели друг друга. И это в конечном итоге привело к геополитическому кризису во всей Европе.
Европа — часть христианской цивилизации, поэтому ни о каких религиозных проблемах в регионе не должно быть и речи. Однако исторически так сложилось, что на ее территории происходили и религиозные войны, и реформы, в результате которых сформировалось три больших христианских ответвления, которые в свою очередь тоже разделись на более мелкие направления. Столкновения же между отдельными европейскими странами вообще никогда не прекращались. Они, в конце концов, привели государства к двум мировым войнам прошлого века и холодной войне, в которой главными действующими лицами стали представители христианского мира.
И сегодня в Европе неспокойно: сейчас это регион экономических кризисов, геополитических рисков, а также призраков религиозных конфликтов. От украинского кризиса до конфронтации Запада с Россией, от суверенного долга Греции до Югославских войн — схожие конфликты вспыхивают здесь вновь и вновь.