Решив ситуацию с греческим кризисом, Дональд Туск отправился в турне по Восточной Европе. Целью его визита стали Армения, Грузия и Азербайджан, три страны, которые Брюссель всячески стремится привлечь на свою орбиту. «Благодарю вас за оказанную Европе услугу, Европейский Союз ценит ваше участие, — сказал во вторник глава Евросовета грузинским солдатам, которые вернулись с миротворческой миссии в Центральноафриканской Республике. — Я сам очень вами горжусь».
По всей видимости, бывший премьер Польши примерил на себя роль первого лица ЕС. Дональд Туск вступил в должность в декабре прошлого года, и первые месяцы на новом посту дались ему непросто. «Виной всему язык», — говорили его знакомые. Он действительно не лучшим образом владел английским, который больше всего в ходу в Брюсселе. «Ему нужно было время, чтобы полностью вступить в должность, — объясняет Элмар Брок (Elmar Brok), евродепутат и председатель парламентской Комиссии по иностранным делам. — Но он грамотно им воспользовался и теперь готов играть объединяющую и посредническую роль в ЕС».
Но вернемся к утру 13 июля. Накануне в 16 часов начался особый саммит, ставший отчаянной попыткой избежать развала еврозоны. Столкнувшись с препятствиями, Дональд Туск решил взять на себя инициативу и созвал на встречу канцлера Ангелу Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и греческого премьера Алексиса Ципраса. Так он хотел любой ценой найти способ сохранить Грецию в еврозоне. После часа бесплодных разговоров, канцлер решила уйти. Подобно капитану, который не позволяет бросить охваченный огнем корабль, Дональд Туск решил удержать всех на месте. И эта стратегия принесла плоды.
«Считаем нужным отметить большой вклад Дональда Туска», — заявил один французский дипломат, подчеркнув активную роль Франсуа Олланда в предотвращении исключения Греции. По словам его немецкого коллеги, Дональд Туск и Ангела Меркель давно знают друг друга, что сыграло свою роль 13 июля.
Теперь Дональда Туска считают лидером, у которого достаточно терпения и такта, чтобы добиться поставленной цели. За последние недели он по меньшей мере трижды показал свою независимость, открыто дистанцировавшись от своего альтер-эго из Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера.
Сначала он выступил против миграционных квот для стран-членов Евросоюза. Затем, когда люксембуржец разжигал страсти вокруг греческого референдума, Туск заявил, что целью голосования вовсе не было будущее Греции в еврозоне, как тот утверждал. Наконец, он стал действовать иначе и по вопросу долга Афин, предложив рассмотреть его с точки зрения жертв, на которые предстояло пойти грекам. И в результате оказался прав.
У Туска конфликт с главой Еврокомиссии? На самом деле вопрос звучит далеко не так неожиданно, как может показаться на первый взгляд. Острее всего он встал в тот момент, когда Юнкера не пригласили за собрание по Греции утром 13 июля, хотя тот активно работал ради решения кризиса.
Многие наблюдатели отметили не только противоречивые заявления, но и различия в стиле двух лидеров. «Туск ведет себя строго и сдержанно, никогда не скажет лишнего слова, а люксембуржец наоборот держится расслаблено даже в самые тяжелые моменты», — говорит один дипломат. В Еврокомиссии отметают любую мысль о конфликте: «Роли каждого четко прописаны, и они дополняют друг друга в работе ЕС».
Политолог Михал Барановски (Michał Baranowski) из Варшавы считает, что его соотечественник остается верен себе: «Этот человек активно ищет компромиссы. Как и на посту премьер-министра Польши, Дональд Туск пытается добиться результатов». По его словам, прорыв на переговорах по Греции говорит, что главу Евросовета волнуют все страны ЕС, а не только Восточная Европа, в чем его уже неоднократно обвиняли. Евродепутат Элмар Брок не видит ничего странного в вовлеченности Туска в кризис России и Украины: «ЕС должен использовать его знания».
Именно так. Только вот нравится он далеко не всем. «Он 100% поляк и отстаивает польские позиции, — недоволен хорошо знакомый с работой Евросовета дипломат. — Его пристрастность была прекрасно видна, когда был поднят вопрос санкций против России и поставок оружия на Украину». По его словам, у Туска остались те же консервативные позиции по иммиграции и климату, что и в бытность премьером.