Существует ли идеальный сосед? Кого бы вы хотели или наоборот не хотели видеть вашим соседом? Всегда ли соседка строит вам глазки, а сосед следит за каждым вашим шагом? Как можно на законных основаниях избавиться от соседа, который отравляет вам жизнь? Соседи, эти «живущие рядом с человеком вредители», всегда где-то рядом. Они могут быть безобидными и извращенцами, веселыми и грустными, незаметными и назойливыми. Но нам в любом случае приходится иметь с ними дело. Отрывок из книги «Соседи b соседки» Франциски Эшгер (Francisque Oeschger).
«Если не прекратите, я вызываю полицию!» Кому хоть раз не хотелось вечером в приступе раздражения пригрозить соседям дубиной судебной повестки? Однако в нынешних юридических нагромождениях подобная угроза может выйти весьма рискованной. И уж точно недешевой.
Как бы то ни было, все это возникло отнюдь не вчера. В книге «Жизнь в средневековом городе» (Vivre en ville au Moyen Âge) историк Жан-Пьер Леге (Jean-Pierre Leguay) описывает ситуацию следующим образом: «Предметов спора, тем ссор между соседями, длящихся годами или даже поколениями тяжб — всего это было не счесть. (…) Зачастую для конфликта было достаточно одного единственного слова. На все это накладывались излишнее любопытство, отсутствие или несоблюдение правил пользования общим имуществом, трудности, которые мы сейчас называем «стрессом». Получается, что несмотря на все так называемые достижения прогресса, общество практически не изменилось.
В наши дни соседи по-прежнему обращаются в суд из-за происшествий с курицами, петухами и даже лягушками.
«Курица — безобидное и глупое животное…»
Так, во многих исках люди жалуются на громкие петушиные крики, которые не дают спать соседям. 25 февраля 2007 года Паскаль Робер-Диар (Pascale Robert-Diard) опубликовал в своем блоге в Le Monde такой шедевральный анекдот, имевший место в апелляционном суде Рьома.
«В деревне Саллед (коммуна Ла Рошетт, департамент Пюи-де-Дом) произошел конфликт г-на Ружье супругами Рош, его соседями и владельцами курятника, который тот посчитал излишне близким, шумным и зловонным. Суд Клермон-Феррана признал правоту истца и постановил снести не дающий тому спокойно жить курятник. Разгневанные супруги Рош обжаловали решение в апелляционном суде Рьома, который вынес приговор в их пользу такими словами:
«Принимая во внимание, что курица — животное безобидное и глупое, причем до такой степени, что выдрессировать ее не удалось еще никому, даже китайскому цирку; что его окружение наполнено тишиной, и его лишь изредка нарушает тихое квохтанье и кудахтанье, чей тембр варьируется от радостного (снесенное яйцо) и безмятежного (найденный в земле червяк) до испуганного (появившийся лис); что это мирное окружение мешало лишь тем, у кого есть другие мотивы быть недовольными хозяевами курятника; что суд не может рассудить корабль и моряка, муку и булочника, скрипку и дирижера, курицу и жителя деревни Саллед департамента Пюи-де-Дом…»
На этом основании суд постановил отклонить требования г-на Ружье и обязать его оплатить все расходы» (Апелляционный суд Рьома, вторая палата, 7 сентября 1995 года).
Тити больше не поет
Соседи Жаннин Л. из Муссана (департамент Од) были недовольны ранними утренними трелями ее петуха Тити. Пернатый вредитель не довольствовался тем, что встречал восход солнца. О, нет. По словам соседей, у него имелась отвратная привычка горланить с 4 часов утра.
Одни грозились кастрировать его, другие — пристрелить из ружья. Кое-кто даже обещал его зажарить!
Ответ Жаннин Л. — редкий образчик здравого смысла: «Но разве держать петуха — преступление? Куда катится деревенская культура? У живущих тут людей есть петухи, ослы, собаки, куры… В деревнях шумят сборщики винограда, игроки в шары, это нормально! В деревне люди живут, это не спальня». (L’Indépendant)
Тити повезло больше, чем петуху из «Сутяг» (1668) Расина:
Недавно петуха старик казнить велел
За то, что тот поздней обычного пропел.
В наше время этого изверга отправили бы за решетку!
На сайте La Ferme de Gaïa предлагают помешать петуху кричать ни свет ни заря следующим образом: нужно «обернуть ему шею резинкой, но не слишком туго, чтобы не поранить его и не помешать дыханию».
Мудрая предосторожность. Некоторые утверждают, что лучший способ заставить петуха замолчать — замотать ему клюв. Каждому — свое.
Но, как написал соседям один пользователь сети, которого суд заставил заткнуть клюв петуху Ненесс с 8 часов вечера до 8 утра, «извините, что не можем перекрыть шум машин и скутеров, не дать плакать детям, ухать совам по ночам и щебетать птицам по утрам…»
Невозможное потому и невозможно.
Нарочно не придумаешь…
«Тяжба соседей в департаменте Эндр и Луара. Во вторник суд Шинона постановил отправить геодезиста в деревню Мариньи-Марманд, где у супругов Вуазин возник конфликт с соседкой Полетт Вуазен. Она требует снести построенную семьей Вуазен стену, потому что та, по ее словам, на несколько сантиметров зашла в ее сад». Кто прав, кто виноват, сам черт ногу сломит… (La Dernière Heure).
Во что я влез?
Соседские споры почти десять лет нарушали спокойную жизнь в Билли-Шаванн. С одной стороны в нем участвовала 69-летняя Шанталь Ж., которая в одиночку занималась стадом из 39 коров. Ей противостояли пенсионеры Жак и Женевьева Д., которые искусно отреставрировали старый семейный дом. Причиной раздора стала навозная куча Шанталь, в которую каждый день вносил свой вклад ее скот. Устав мириться с «запахом и мухами», Жак Д. еще в 2001 году предложил сам оплатить работы, чтобы привести кучу в соответствие нормам. Однако его инициатива вызвала лишь возмущенный отказ: «Не позволю, чтобы ко мне кто-то лез. Не хочу, чтобы он мне помогал и у меня командовал!» В 2008 году префект признал правоту Жака Д., призвав Шанталь разобрать кучу. Но она стала упрямиться. В конечном итоге кучу раздора перенесли только по решению суда. (Le Parisien)