По итогам прошлого года товарооборот Китая и России достиг рекордного уровня — 95,28 миллиарда долларов, тогда как в первом полугодии 2015 года наблюдается резкое сокращение показателя. Однако это, по мнению китайских и российских экспертов, не окажет серьезного влияния на долгосрочное стабильное развитие торгово-экономического сотрудничества двух стран, экономическая взаимодополняемость и потенциал развития двустороннего сотрудничества по-прежнему велики.
Согласно последним данным Главного таможенного управления КНР, в январе — июне 2015 года объем китайско-российской торговли составил 31,1 миллиарда долларов, уменьшившись на 30,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В частности, экспорт из Китая в Россию достиг 14,6 миллиарда долларов при сокращении на 36,3%, а импорт из России — 16,5 миллиарда долларов при снижении на 23,9%.
«Сокращение товарооборота России и Китая, конечно, никого не радует. Однако, с другой стороны, мы не видим в этом поводов для утраты оптимизма и веры в перспективы», — рассказал посол РФ в КНР Андрей Денисов в беседе с корреспондентом агентства Синьхуа.
По его словам, нефть занимает важное положение в двусторонней торговле, снижение мировых цен на энергоресурсы приводит к уменьшению стоимости экспортируемой в Китай российской нефти и становится важной причиной сокращения двустороннего товарооборота.
Заместитель директора Центра по изучению российской экономики при Академии общественных наук Китая Ли Цзяньминь отметила, что резкое сокращение китайско-российской торговли было вызвано, прежде всего, периодичностью мировой экономики. На фоне замедленного роста глобальной экономики, вялого спроса на потребление и инвестиции, отсутствия движущей силы в росте торговли темпы роста китайской экономики замедлились, объем ВВП России в первом полугодии сократились на 3,2%, а реальные доходы российского населения снижаются уже 8 месяцев подряд.
«Кроме того, основная причина сокращения китайско-российской торговли, по-моему, кроется в многолетнем дисбалансе структуры двусторонней торговли», — констатировала Ли Цзяньминь. По ее словам, свыше 50% китайского экспорта в Россию составляет торговля машиностроительной продукцией и электроникой, а 60-70% экспорта из России в Китай занимают энергоносители и сырье. Падение мировых цен на нефть естественным образом оказывает сильное влияние на экспорт из России в Китай.
Подобную точку зрения разделяет и заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. По его мнению, деформация структуры российско-китайской торговли и недостаточный объем взаимных инвестиций являются проблемами, которые существуют уже многие годы и имеют глубинные корни.
Колебания в китайско-российской торговле, начавшиеся в начале этого года, — это явление, которое носит временный характер, полагает Чжан Ди, советник-посланник посольства Китая в России, курирующий внешнеэкономические связи.
Такая картина не означает снижение активности двустороннего торгово-экономического сотрудничества, отметил он, добавив, что основная архитектоника двусторонней торговли, характеризующаяся большой взаимодополняемостью экономик двух стран и широким кругом сотрудничества, не изменится. «Наши страны имеют прочную основу для достижения долгосрочной стабильности роста торговли», — убежден он.
Ли Цзяньминь подчеркнула, что в данный момент Китаю и России следует внести поправки в прежнюю модель экономического сотрудничества и расширить взаимные инвестиции. В частности, сельскохозяйственное сотрудничество, по мнению ученого, может стать новым источником роста двусторонней торговли. «В прошлом году в рамках механизма регулярных встреч глав правительств Китая и России была создана Подкомиссия по сотрудничеству в области сельского хозяйства, что свидетельствует о решимости двух сторон в поднятии уровня взаимодействия в этой области», — отметила она.
Кроме того, Китай и Россия приступили к совместной реализации целого ряда крупных проектов в сфере энергетики, транспорта и строительства инфраструктуры. В прошлом месяце официально началось строительство китайского участка восточного маршрута китайско-российского газопровода. Китайско-российский консорциум с РЖД подписали Договор на выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию высокоскоростной магистрали «Москва-Казань».
Эксперты уверены в том, что реализация инициативы о строительстве «экономического пояса Шелкового пути» создаст дополнительные условия для активизации сотрудничества между двумя странами. А. Островский заявил, что в мае этого года по итогам встречи лидеров России и Китая было подписано совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства «экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза, и этот шаг, несомненно, принесет пользу обеим сторонам.
Китайские и российские эксперты призывают также повысить долю машиностроительной, электронной и высокотехнологической продукции в торговле.
Российская и китайская стороны прилагают большие усилия для выявления потенциальных возможностей и реализации крупномасштабных проектов. «И только таким образом мы будем способны преодолеть колебания объема двустороннего товарооборота», — отметил А. Денисов.