Все случилось вовсе не так, как рассчитывал Кремль, когда он завоевал право на проведение Чемпионата мира по футболу-2018. В эти выходные Россия планировала искупаться в лучах футбольной славы, а Владимир Путин должен был стать хозяином церемонии предварительной жеребьевки в одном из дворцов Санкт-Петербурга. Но это торжественное мероприятие было омрачено серьезным конфликтом, спровоцированным расистскими выпадами российских футбольных болельщиков, и в этот спор очень быстро оказались вовлечены ничем не связанные друг с другом действующие лица, такие, как королева красоты, представитель ООН и даже один бывший британский министр.
Все началось ранее на этой неделе, после того как Эммануэль Фримпонг (Emmanuel Frimpong), полузащитник ганского происхождения, выросший в Тоттенхеме на севере Лондона, который в настоящий момент играет за российский футбольный клуб «Уфа», был лишен права участвовать в двух следующих играх за то, что он показал средний палец болельщикам команды противников. По его словам, один из болельщиков «Спартака» назвал его обезьяной.
Когда местное футбольное руководство отказалось предпринимать какие-либо меры в отношении «Спартака», мотивируя это тем, у них нет никаких доказательств расистского поведения, Фримпонг написал в Twitter, что, хотя он не возражает против запрета на участие в матчах, «для Российской футбольной ассоциации утверждать, что они не слышали и не видели никаких свидетельств расизма — это уже не смешно». Он добавил: «Разумеется, я не говорю, что в Англии нет расизма, но не до такой степени».
Дальнейшие комментарии стали стимулом для спланированной, но довольно неуклюжей попытки российских официальных лиц минимизировать ущерб, однако в конечном итоге это только усугубило ситуацию. «Эти выпады не отражают преобладающую точку зрения в нашем обществе, — сказал глава российского организационного комитета Алексей Сорокин. — Это всего лишь отдельные вспышки, и сегодня они происходят все реже».
Министр спорта России Виталий Мутко заявил, что «расизм в футболе — это проблема, которая существует не только в России», и пообещал, что нарушители «не останутся безнаказанными», благодаря действиям новых футбольных наблюдателей и ужесточению наказания за расистские выпады.
Однако такой официальный ответ не впечатлил российских футбольных болельщиков. «То, как руководство отреагировало на случай с Фримпонгом, показывает, что отрицание до сих пор является главным ответом российских властей в тех случаях, когда они сталкиваются с проявлениями расизма, и что они рассматривают эту проблему как атаку на имидж России или как попытку поставить под сомнение их право на проведение Чемпионата мира, но это не так», — сказал Павел Клименко, глава проекта Fare, занимающегося вопросами дискриминации в российском футболе.
Роберт Устиан (Robert Ustian), член комитета Объединения футбольных болельщиков и основатель группы «Фанаты ЦСКА против расизма», считает, что российскому руководству должно быть стыдно за его реакцию и что она стала «отличным примером того, как не надо бороться с расизмом».
«Они снова и снова повторяют, что такая проблема существует в других странах…. Абсолютно верно, такая проблема существует в других странах… Но мы готовимся принять у себя Чемпионат мира по футболу, мы окажемся в центре внимания мировых СМИ, которые не позволят нам закрывать глаза на подобные инциденты», — сказал он.
Реакция российских властей, по всей видимости, не понравилась и бразильскому футболисту Халку. Этот нападающий футбольного клуба «Зенит» должен был присутствовать на жеребьевке, но отказался в последний момент, заявив, что он сталкивался с проявлениями расизма «практически на каждой игре», которую он сыграл в России. Представители ФИФА попытались объяснить его отсутствие занятостью, однако такое объяснение никого не убедило.
Отказ Халка приехать на жеребьевку завершил собой неделю PR-неудач Кремля, на которой одна из финалисток конкурса «Мисс премьер-лиги России» и болельщица «ЦСКА» (Москва) Ольга Кузкова лишилась титула «Мисс Очарование» после того, как выяснилось, что она позировала на фоне расистских граффити, носила футболки с ультраправой символикой и публиковала расистские фото-мемы. Ситуацию еще больше усугубило выступление Юрия Бойченко, руководителя антидискриминационного отдела Управления Верховного комиссара по правам человека ООН, который заявил, что российские чиновники не понимают, что такое расизм.
Согласно результатам недавно проведенного интернет-опроса, три четверти респондентов считают, что в футболе действительно присутствует расизм, и что эта проблема становится все серьезнее. В новом докладе, подготовленном проектом Fare совместно с московским центром «Сова», перечислены 99 инцидентов расистского и ультраправого толка, произошедших на стадионах, и 21 нападение на почве расизма со стороны российских футбольных фанатов с 2012 по 2014 годы. Представитель Московского протестантского сообщества сообщил изданию Observer, что теперь они предупреждают иммигрантов из Африки о том, что необходимо избегать метро и территорий вокруг стадионов в дни матчей.
Бывший председатель Футбольной ассоциации и министр от лейбористской партии лорд Трисман сказал, что неспособность российских властей искоренить расизм заставит болельщиков дважды подумать, стоит ли ехать на Чемпионат мира-2018. «Сама идея о том, что может существовать страна, где в порядке вещей оскорблять и отпускать неприятные комментарии в адрес игрока только потому, что он чернокожий, не может быть частью нашего мира», — сказал Трисман.
Однако Путин был решительно настроен не допустить того, чтобы этот скандал бросил тень на жеребьевку. Выйдя на сцену после песни Pink «Let’s Get This Party Started», он объявил, что Чемпионат мира-2018 — это «хорошая возможность показать миру многогранную и открытую Россию».