В России есть промышленный город Уфа. В Японии мало,кто знает о нем. Я тоже ничего не знал об Уфе.
Из Москвы до Уфы лететь два часа на восток. Там расположены предприятия, выпускающие продукцию для нефтяной, очистной и авиационной отрасли. Уфа находится севернее Казахстана, однако японские газеты писали, что город расположен в центральной России. По словам коллеги, который работал в Москве, югом России называют регион, который находится южнее Кавказа. А территории, которые расположены севернее, — центральной Россией. Обычно Россией считают регион, который ближе к Европе. Другими словами, Сибирь воспринимается как что-то отдельное от России.
Очевидная конфронтация с G7
В начале этого месяца в Уфе прошел саммит БРИКС. Его организовал президент Путин. На саммите были приглашены президент Бразилии Дилма Русеф, премьер-министр Индии Нарендра Моди, председатель КНР Си Цзиньпин и президент ЮАР Джейкоб Зума. Саммит проводится в седьмой раз. Он стал площадкой, при помощи которой главы России и Китая могут показать свое несогласие с политикой стран G7.
Предвестником стал саммит G7, который прошел в июне в Германии. Страны «большой семерки» жестко раскритиковали то, что РФ и КНР силой нарушают статус-кво: Россия в Крыму, а Китай в Южно-Китайском море. В настоящее время экономики этих стран испытывают затруднения. Именно поэтому РФ и КНР сплотились против G7.
В прошлом году в Сочи должен был пройти саммит G8. Тем не менее «большая семерка» бойкотировала президента Путина. В связи с этим в Уфе Путин играл роль авторитетного организатора. Участие других стран должно было принести им пользу и восстановить авторитет России. Одновременно в Уфе прошел саммит ШОС, куда был приглашен премьер-министр Пакистана Наваз Шариф. Путин организовал встречу между пакистанским и индийским лидерами, благодаря чему стороны договорились о визите Моди в Пакистан в будущем году. Таким образом, президент Путин внес свой вклад в снижение напряженности в южной Азии.
Российское правительство начало готовиться к саммиту год назад. Была проведена огромная работа: подготовка залов, обновление гостиниц для лидеров государств, реконструкция высокоскоростной магистрали, которая связывает аэропорт с городом, запуск маршрутных автобусов, оснащение медиацентров для журналистов и модернизация интернет-каналов.
На саммите в качестве волонтеров работали несколько сотен студенток местных университетов. Зарплату им не платили, однако они гордились тем, что работают в красивой форме цвета морской волны. На следующий день мы отправились на маршрутном автобусе из гостиницы в медиацентр. В автобусе с нами ехала команда местных телевизионных журналистов. Неожиданно корреспондент повернул микрофон ко мне: «Ваши впечатления от Уфы?», — спросил он. Возможно, он ожидал, что я похвалю красивый город.
Если обратить взгляд на проблемы российской экономики, то администрация Путина столкнулась с настоящим испытанием. Экономический рост полностью зависел от производства и экспорта нефти и газа. Поскольку других значимых отраслей не было, обвал цен на нефть придавил российскую экономику. По прогнозам МВФ, в 2015 году отрицательный рост экономики РФ составит 3,4%.
Несмотря на это, президент Путин пользуется сногсшибательной популярностью внутри страны. По информации «Левада-центра», в июне 89% избирателей поддерживало политику президента. Это самый высокий показатель за все время. Возвращаясь домой из Уфы, я зашел в одну из московских сувенирных лавок. Там было много футболок с изображением Путина. По словам продавца, их часто покупают люди, приезжающие из других российских регионов.
Нечитаемые действия
В Уфе нам показалось, что Путин хорошо осознает, что является великим руководителем. На пресс-конференции, которая прошла после окончания саммита, Путин обратился к журналистам с десятиминутной речью, после чего бегло отвечал на все вопросы, не прибегая к помощи печатных материалов. Естественно, там было много журналистов, которые находятся под контролем властей. Возможно, некоторые вопросы были подготовлены заранее. Тем не менее он произвел на меня впечатление политика, который не старается побыстрее «сбежать». Я уже привык к тому, что в Японии большинство политиков пытается как можно скорее свернуть общение с журналистами.
С тех пор, как в прошлом году разразился украинский кризис, геополитическая угроза для стран ЕС со стороны России никуда не делась. На саммите G7 источник в администрации Меркель рассказал мне следующее: «Слабость, но в то же время и сила президента Путина состоит в том, что никто не может понять, что он предпримет дальше».
Эта фраза отлично характеризует Путина. Возможно, когда электорат видит Путина по телевидению, которое контролируется властями, глава России действительно представляется сильным руководителем.