Москва-Баку — На прошлой неделе довелось побывать в столице России — Москве. В последний раз в Первопрестольной гостил три года назад, когда не было еще ни антироссийских санкций, ни кризиса, и поэтому можно было наглядно сравнить — что было тогда и как стало теперь. Об основной цели своей поездки расскажу позднее, пока же позволю себе поделиться некоторыми наблюдениями, своего рода путевыми заметками.
Домодедово с годами не меняется
Начну, пожалуй, с вешалки, то бишь с аэропорта Домодедово. Увы, за прошедшие три года здесь ничего не изменилось — все те же длиннющие очереди пассажиров, те же нарочито медлительные пограничники, скрупулезно проверяющие документы прибывающих. При этом работают не все кабинки пограничного контроля. «То ли специально так делают, чтобы испытать наши нервы, то ли работников у них не хватает, — недовольно проворчал стоявший рядом со мной пассажир. — Из года в год одно и то же». От кабинки с пограничником меня отделял еще не один десяток соотечественников, а сзади уже напирали пассажиры другого рейса.
Приметы кризиса
Прогулка по вечерней Москве. Ухудшение экономической ситуации обнаруживается сразу — даже на Тверской, в самом «бомбовом» месте Москвы, пестрят объявления о продаже или сдаче в аренду торговых объектов. Те, с кем удалось пообщаться, в один голос твердили, что в этом году жить стало труднее. Да это и так понятно — если в прошлом году зарплата в 35 тысяч рублей равнялась тысяче с довеском долларов, то сегодня это всего 650 долларов. Цены на все — продукты питания, жилье, аренду подскочили, а зарплаты практически на прежнем уровне. В результате даже москвичи вынуждены перекраивать свой бюджет, отказываясь от некоторых привычек, например, отдыхать за границей. При всем при этом никто не унывает — население проявляет оптимизм и верит, что правительству и президенту Владимиру Путину удастся в ближайшее время исправить ситуацию и улучшить социально-экономическое положение россиян.
Необычная беседа состоялась у меня с таксистом-частником — «бомбилой» по-здешнему. Водитель оказался осведомленным в международных новостях и почти 40 минут дороги мы говорили на разные политические и околополитические темы. Средних лет москвич был горячим поклонником экс-президента Грузии, ныне губернатора Одесской области Украины Михаила Саакашвили.
«Народ у нас в целом настроен негативно по отношению к Мише, — лихо маневрируя в потоке автомобилей, — подчеркнул водитель. — Но в этом виноваты телевидение и пропаганда. Многие у нас считают, что Саакашвили нужно повесить за причинное место. А я считаю, — наоборот, и здесь нужны такие как Миша. Может, тогда и у нас будут закон и порядок».
Однако при этом он полностью и безоговорочно поддерживал политику Путина по присоединению к России Крыма, хотя и категорически был против действий Москвы на востоке Украины. «Крым — наш. Все. Путин все сделал правильно. Последние 25 лет Россия только теряла, а Путин, наоборот, увеличил территорию и население страны. Тем самым он войдет в историю. А вот в Донбасс нам лезть не стоило. Из-за этого и санкции, и наплыв к нам беженцев. Вы посмотрите, сколько в Москве беженцев из Украины. Оно нам нужно было?» — возмущался «бомбила».
Азербайджанцы Москвы
Недавно были обнародованы статистические данные, согласно которым азербайджанцы оказались вторыми после русских по численности жителями российской столицы. Не знаю как по численности, но то, что выходцы из Азербайджана (не только азербайджанцы, но и горские евреи из Красной Слободы) владеют самыми элитными ресторанами, торговыми комплексами, гостиницами, магазинами Москвы, несомненно. Например, всем известны имена владельцев сети отелей «Рэдиссон» — краснослобожане Год Нисанов и Зарах Илиев. Кстати, именно в принадлежащей им гостинице «Украина» в апреле этого года состоялась официальная презентация Первых Европейских игр. Честь им и хвала — Нисанов и Илиев не забывают Родину — на входе в «Украину» гордо реет флаг Азербайджана.
Побывал я и на Дорогомиловском рынке, где в основном торгуют азербайджанцы. Между прочим, у москвичей особым спросом пользуются товары из Азербайджана, например, чай, сухофрукты. Арендатор одного из магазинов, специализирующихся на азербайджанской продукции, считает, что кризис практически не сказался на торговле. «Слава Всевышнему, все нормально. На жизнь не жалуемся», — сказал он. Как бы в подтверждение его слов, у меня на глазах москвичка средних лет накупила в магазине товаров почти на 4 тысячи рублей.
Другие торговцы — наши соотечественники вполне согласны с моим предыдущим собеседником. Более того, в нынешней ситуации они углядели даже плюсы для себя: после того как были введены санкции, отношение российских властей к ним поменялось — если раньше проверки на рынках следовали одна за другой, то теперь, наоборот, их стараются лишний раз не дергать. Самая большая проблема — слишком большие расходы на доставку сельскохозяйственной продукции из Азербайджана в Москву.
Несколько слов об азербайджанских диаспорских организациях. Похоже, мы в Азербайджане не зря возмущаемся их бездействием, особенно когда нужно активно противостоять очередным армянским провокациям. По словам рядовых азербайджанцев, много лет живущих в России, как таковой действенной азербайджанской организации в этой стране нет. Все эти «конгрессы», «ассоциации» и пр. существуют лишь на бумаге, не предпринимая никаких практических, а главное, сколь-нибудь эффективных мер. Все там борются только за кресло.
Вот пример. Недавно в Москве, в культурном центре ЗИЛа, по приглашению Союза армян России выступил армянский ансамбль из США под названием «Шуши». И что же наша диаспора? Да ровным счетом ничего. Разве мы увидели акцию протеста перед культурным центром ЗИЛа, организованную руководителями диаспорских организаций? Ничего подобного. Неужели руководители диаспоры не смогли собрать хотя бы сотню азербайджанцев для участия в подобной акции? Смогли бы, но не захотели себя утруждать.
Семьи азербайджанских секретарей ЦК живут по соседству
Так уж получилось, что я буквально напросился в гости к бывшему второму секретарю ЦК Компартии Азербайджана Василию Николаевичу Коновалову. Он проживает в построенной в 80-е годы прошлого века Управделами ЦК КПСС «высотке» в престижном районе в Кунцево. Примечательно, что на одном этаже расположены квартиры сразу двух бывших цековских секретарей из нашей республики — Коновалова и покойного Виктора Поляничко. В квартире Василия Николаевича многое указывает на то, что он жил и работал в Азербайджане — на стене в одной из комнат ковер с изображением Низами, на столе накидка, на которой еще кириллицей выткано «Джалилабад». Да и сам он ностальгически вспоминает азербайджанский период своей партийной деятельности (в ближайшее время на нашем сайте будет опубликовано эксклюзивное интервью с В.Н. Коноваловым — ред.).
Раз уж начал с бывших руководителей Азербайджана — русских по национальности, посчитал своим долгом почтить память погибшего 1 августа 1993 года Виктора Поляничко, посетив его могилу на Новодевичьем кладбище. Как известно, это московское кладбище второе по значимости после некрополя у Кремлевской стены. За день до моего приезда там был похоронен известный российский политический деятель Евгений Примаков.
Так уж получилось, что к кладбищу подъехал после 17.00 и охранник долго не хотел пускать меня за ограду. Пришлось долго объяснять ему, что я журналист из Баку и хочу посетить могилу человека, много сделавшего для моей страны. В конце концов охранник оттаял и пропустил, хотя поначалу решил, что я собираюсь возложить цветы на могилу некого азербайджанского криминального авторитета…
Ну и, конечно, не преминул я побывать на ставшем с недавних пор культовым Большом Москворецком мосту у Васильевского спуска. Здесь 27 февраля этого года был убит Борис Немцов. Место убийства российского политика можно определить сразу — именно туда отныне после или перед посещением Красной площади отправляются многие иностранцы — несут цветы и охотно фотографируются.
Правда, фотографируют и их самих — чуть поодаль постоянно дежурят с видеоаппаратурой сотрудники то ли полиции, то ли ФСБ. Запечатлели и меня… Ну да ладно, будет теперь у российских спецслужб и мое фото со скорбным выражением лица…