Первым об этой тайной операции написал Bild. Затем новость подхватили влиятельная газета Frankfurter Allgemeine, англо-саксонская пресса и биржевые круги. Все это подтверждает, что Афины по-прежнему внушают страх, несмотря на предложенный новый план спасения. В финансовой и деловой среде опасаются, что греки не смирятся с ограничениями третьего плана помощи, который предполагает существенные сокращения бюджета. Кроме того, есть опасения, что Алексис Ципрас не сможет удержать начавшее расползаться большинство, и что его левое крыло запланировало массовые демонстрации.
Иначе говоря, будущее Греции все еще неопределенно.
Тем более что, как сообщили вчера немецкая пресса и британские финансовые круги, у Яниса Варуфакиса был план «Б», предполагавший выход страны из еврозоны. Этот план был раскрыт. Спецслужбы сообщили о нем немецкому правительству, так как о нем говорил министр экономики. Стало известно о нем и французским властям: это посеяло панику в Елисейском дворце и подтолкнуло Франсуа Олланда к тому, чтобы всеми силами постараться переубедить Ципраса и его кредиторов.
Тайный план был разработан Янисом Варуфакисом и нынешним министром энергетики Панагиотисом Лафазанисом при поддержке 12 экспертов наиболее радикального крыла партии СИРИЗА. Целью плана было избежать вынужденных переговоров с кредиторами обанкротившегося государства и принятия новых условий жесткой экономии.
В плане предусматривалось, что после объявления банкротства государства и отрезанных от ликвидности банков правительство выпустило бы в обращение драхмы для обеспечения текущих операций. Эта валюта, вероятно, потеряла бы минимум 40% по отношению к евро, но все равно позволила бы запустить местную экономику.
Однако самый главный момент заключался в следующем: путинская Россия, по всей видимости, пообещала Варуфакису масштабную финансовую помощь для оплаты необходимого импорта, работы государственных ведомств и инвестиций.
В общей сложности речь шла примерно о той же сумме, что и в третьем плане помощи: 100 миллиардов евро за три года. Если верить документам, реализации плана должна была предшествовать нейтрализация руководства греческих банков, в том числе и центрального. В Париже и Берлине полагали, что подобная операция была невозможна без вмешательства армии. Кроме того, появление россиян в качестве консультантов и банкиров создало бы больше проблем, чем присутствие тройки.
Отсюда настойчивое стремление Франции подписать протокол соглашения, его принятие Германией при определенных условиях и позиция Алексиса Ципраса, который потребовал от Яниса Варуфакиса уйти из игры, а от своих сторонников — успокоить страсти в СИРИЗА.
Он не мог позволить себе стать премьер-министром, который продал свою страну России. Однако проблема в том, что ему нужно стать премьером, который впишет Грецию в картину современной Европы. А сделать это будет очень непросто.
Жан-Марк Сильвестр, экономист и обозреватель