В этом году, когда отмечают семидесятую годовщину окончания Второй мировой войны и пятидесятилетие установления дипломатических отношений между Израилем и Западной Германией, Европейская Маккабиада впервые пройдет в Берлине. На олимпийском стадионе состоится церемония открытия с участием около 2000 спортсменов из 20 государств, включая Израиль. Организаторы говорят, что спортсмены будут нести «послание мира и терпимости, послание неприятия антисемитизма и расизма».
В истории уже были случаи появления на берлинском стадионе спортсменов, несших послание мира. На стадионе, где пройдет еврейская демонстрация, в 1936 году состоялось совсем другое представление: нацистский Берлин принимал Олимпийские игры. Построенный в начале ХХ века стадион был слегка отремонтирован, и весь район был приведен в соответствие с эстетическими вкусами режима.
Физическое пространство было объединено с символическим, как например, в построенном по личной просьбе Адольфа Гитлера зале «Лангемарк». Буквально за мгновение до начала Олимпийских игр, за несколько секунд до того, как в знак миролюбия на стадионе выпустили белых голубей, в зале «Лангемарк» Гитлер поклялся отомстить за поражение, которое потерпела Германия под Лангемарком в Бельгии во время Первой мировой войны. Прикрываясь спортивным братством разные страны мира позволяли себе игнорировать знамена со свастикой и публику, приветствовавшую своих лидеров вскидыванием правой руки, и не признавали истинный характер германского режима. В те дни для евреев Берлина были сделаны послабления, но в целом власти не оставляли сомнений в нежелательности еврейского присутствия в общественных местах.
Нацисты придавали большое значение внешнему впечатлению от мероприятия. Впервые Олимпийские игры открывал забег с факелом, с тех пор ставший традицией. Бегуны, выбежавшие из Афин, символизировали прямую связь между классической Древней Грецией и современным Третьим Рейхом. Олимпийские игры должны были продемонстрировать всему миру необходимость считаться с политической силой нацистского режима, и для этой цели активно эксплуатировался образ идеального арийца, во многом опиравшийся на культ тела.
Чтобы понять это, следует вернуться в Древнюю Грецию, где атлетика была главной составляющей представления об идеальной красоте. Атлеты с пропорционально развитой мускулатурой отражали представления о телесной и душевной гармонии. Это представление возродилось в эпоху Просвещения. Гитлер, в свою очередь, видел в германских арийцах воплощение древних греков, а евреев он рассматривал как больное, деформированное и уродливое тело.
В XIX веке некоторые евреи начали пользоваться плодами эмансипации и правами, которые она предоставила. Но во многом эти права оставались лишь теорией. Историк и исследователь культуры Сандер Ли Гилман (Sander L. Gilman) отмечает, что, несмотря на появившуюся социальную мобильность, евреи считались расой, неспособной измениться. Но при этом считалось, что германского еврея всегда можно определить по внешнему виду, так как еврейство формировало его телесный облик.
Согласно антисемитским теориям, процветавшим в XIX и XX веках, отличимый внешний вид еврея отражали его «еврейский характер», главными признаками которого считались аморальность, хитрость и алчность.
Евреи и спорт редко пересекались, но в конце XIX века сионисты начали использовать ту же риторику, что и антисемитские теории, и призывали развивать тело. Они ставили своей целью создание «нового еврея» в противоположность «еврею из гетто» — бледному, слабому, умному ученику из местечка. Мускулистый еврей благодаря своей физической силе займет место в арийском обществе и выдержит переезд в Землю Обетованную, чтобы выполнить национальную миссию. В то время из-за отказа Олимпийского комитета разрешить еврейским спортсменам выступать единой командой и появилась идея проводить еврейскую олимпиаду.
Без сомнения, возвращение еврейских спортсменов в физическое и символическое пространство Германии, из которого их изгоняли, несет глубокий смысл. Но сегодня, через 67 лет после создания Государства Израиль и воплощения сионистской мечты есть смысл пересмотреть своевременность проведения в Берлине еврейской олимпиады. Берлинский стадион не смог избавиться полностью от нацистских призраков прошлого.
Если Израиль действительно желает решительно бороться с антисемитизмом, ему следует прекратить подчеркивать еврейскую телесную особенность. Мы, третье поколение после Холокоста, не должны забывать о той трагедии. Мы можем с гордостью нести еврейскую идентичность, признавая свое богатое наследие. А вот «олимпиада только для евреев» представляет собой проблематичное мероприятие. Цепляясь за прошлое, мы делаем себе слишком большие скидки, нужды в которых уже нет.
Если вы будете смотреть в этом году Маккабиаду, то не забывайте, что на стадионе в Берлине соревнуются не только спортсмены, но, как и в прошлом, определенные идеи, желающие оправдать и укрепить себя.
Нога Шатиасни — аспирантка в Центре DAAD по исследованию Германии при Еврейском университете и специалист по культуре послевоенного времени.