В России с помпой отмечается тысячелетие памяти князя Владимира — крестителя Руси, причем как на церковном уровне, так и на государственном. Во вторник, 28 июля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по поводу кончины причисленного Православной церковью к лику святых равноапостольного Великого князя Киевского Владимира совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя.
В литургии участвовали представителей 15-ти поместных православных церквей. В Московской патриархии совместное богослужение назвали кульминацией торжеств и «общеправославным событием». Позже в Кремле должен был состояться торжественный прием по этому случаю.
Ранее главные праздничные мероприятия в этот день проходили в Киеве — «Матери городов русских». Однако в нынешнем году масштабное празднование перенесли в Москву по причине «трудной обстановки на Украине», как отметили организаторы торжеств.
Тем временем, на Украине, мероприятия в связи с «Днем крещения Киевской Руси-Украины и 1000-летия кончины князя Киевского Владимира Великого» прошли относительно скромно. Как следует из сообщения пресс-службы президента Петра Порошенко, в Киеве эту дату отметили не так, как это было во времена президентства Виктора Януковича — обошлись без рок-концертов, байкеров и прочих неуместных, с точки зрения Украинской православной церкви, атрибутов.
При этом, по информации местных церковных властей, накануне в крестном ходе от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры приняли участие более 20 тысяч верующих со всей Украины.
Журналист, ведущая религиозной рубрики «Ежедневного журнала» Светлана Солодовник объяснила сегодняшнее возвеличивание Владимира Крестителя в России тем, что в ее современной действительности «катастрофически не хватает идеологического наполнения». «Мы никак не можем себе придумать ничего взамен прежней, изжившей себя идеологии, — добавила она в интервью Русской службе «Голоса Америки». — Придуманная кем-то русская идея совершенно дискредитировала себя и явно не нашла отклика в массах. Поэтому постоянно ищутся какие-то идеалы». По ее словам, князь Владимир — очередной символ, который «хотят поднять на скрижали, чтобы сплотить вокруг него общество». Однако журналистка не думает, что проект завершится успешно. «Какой-то пиетет к нему часть людей, конечно, испытывает, — признает Солодовник. — Вот, он крестил Русь! Но, в общем, это не то, что может вдохновить широкие массы».
Директор Института религии и права Роман Лункин также полагает, что культ Владимира раздувается сейчас совсем не случайно, но считает, что дело здесь отнюдь не в идеологической наполненности. «Идеологии у нас скорее хоть отбавляй, — уточнил он в комментарии «Голосу Америки», — Достаточно включить телевизор. В отношениях с Западом — так просто сплошная идеология». По его убеждению, в России сейчас остро не хватает именно идеологических героев. «Поэтому святой князь и предстает у нас таким героем, — констатировал религиовед. — Тем более, на политической арене страны, по сути, тоже только один подобный герой — Владимир Путин. Все остальные, в общем, в той или иной степени повторяют или комментируют его слова».
Директор Института религии и права указал на существование в экспертных кругах версии относительно того, что возвеличивание князя Владимира связано со стремлением выстроить его ассоциацию с Владимиром Путиным. «В том смысле, что вот был один великий Владимир, а сейчас другой, практически царь, и почитанием святого князя это всячески подчеркивается», — заметил он. Одновременно, на его взгляд, памятники князю Владимиру в РФ ставятся ради патриотической цели, «чтобы показать связь времен и традиций». «Это сегодня, пожалуй, самая важная тема даже, может быть, не для государства, а в первую очередь для РПЦ, поскольку патриарх Кирилл постоянно заявляет, что князь Владимир — это святой, который сделал цивилизационный выбор для Руси, — пояснил Лункин. — То есть, выбор в пользу славянской православной цивилизации, в которой мы сегодня живем».
Как ему видится, государство тоже постоянно подчеркивает, что Россия — наследница христианской Руси, которую основал святой Владимир. «Правда, в этом отношении представители церкви и власти уже расходятся, — уточнил он. — Для патриарха Кирилла, безусловно, важным остается киевская купель крещения. А для президента Путина месторасположение духовного центра сместилось в Крым, в Херсонес, где, по преданиям, князь Владимир был крещен». С точки зрения Лункина, такое расхождение объясняется тем, что в отношении Крыма православная церковь «стремится сохранить статус-кво». «В данном случае восстановление памятников и столь помпезные празднества выгодны и власти, и церкви, только они трактуют все несколько по-своему», — заключил он.
В Москве пытаются представить князя Владимира в качестве объединяющей Россию и Украину фигуры. Однако на Украине многие считают это российской попыткой своего рода «приватизации» истории. Эксперты указывают на то, что князя, крестившего Киевскую Русь в 988 году, в действительности звали Володымер (Володимиръ), и что он правил этим княжеством задолго до того, как Москва впервые была упомянута в исторических летописях (1147 г.)
Светлана Солодовник не думает, что эта дата станет моментом сплочения двух народов. «Не исключаю даже, что скорее, наоборот, в каком-то смысле это внесет новый предмет для споров, начнем в очередной раз делить Владимира и Киевскую Русь. Власть, понятно, пытается использовать это в целях консолидации. Но мне кажется, что это также не будет очень успешным проектом», — обобщила она.
Роман Лункин того же мнения. «Сегодняшние торжества в честь князя Владимира — это некоторая компенсация того былого российско-украинского братства, которое теперь, к сожалению, уже невозможно», — подытожил он.