Обама — слабый, Путин — сильный. Эту мантру раз за разом повторяют поклонники силы. Ее спускают сверху, ее без конца повторяют люди из окружения премьер-министра Израиля. Но те, кто знаком с ситуацией в России, только усмехнутся. Агрессия путинского режима — признак его большой слабости. Как и в других подобных режимах, жажда власти и политическое подавление ведут к проявлению брутальности. За счет этого можно привлечь народ к мечтам о величии и к имперским грезам — в надежде, что он забудет о повседневных трудностях. Практически в каждом случае получается все тот же жестокий замкнутый круг: внутренний кризис провоцирует внешнюю агрессию, которая ведет к ужесточению политического подавления внутри, и так снова и снова, пока режим не рухнет.
Ключом к пониманию ситуации в России сегодня служит экономическое фиаско. Эта драма ускользает от внимания большинства экспертов, просто из-за того, что многие из них не владеют данными: миллионы россиян скатываются в нищету. Из-за западных санкций, введенных в ответ на аннексию Крыма, и падения цен на нефть, начался тяжелый спад. Обрушение курса рубля ведет к сильной инфляции, в результате чего покупательная способность резко упала.
На затянутом тучами горизонте просвета пока не видно. Санкции продлены еще на один год, в отношении десятков высокопоставленных российских представителей введены запреты на полеты, а их имущество заморожено. Банки и компании России оторваны от западных источников финансирования, торговый оборот с Европейским союзом, главным торговым партнером России, за последние месяцы сократился на треть. Москва в гневе ввела ответные санкции в духе министра юстиции Израиля Аелет Шакед (איילת שקד ): встречный бойкот с запретом на импорт продуктов питания из западных государств. Этот шаг возымел обратный эффект и привел к скачку цен на 20%.
Тогда Путин сделал шаг, который иначе как отчаянным назвать нельзя. Он помиловал бизнесменов, уклонявшихся от уплаты налогов и отмывавших деньги, которые вывезли из России огромные суммы, при условии, что они вернут капитал на родину или хотя бы перестанут скрывать его в оффшорных зонах. Этот довольно унизительный для Путина закон президент продвигал в надежде вернуть деньги в страну. Несмотря на свою показную мужественность, черный пояс по дзюдо, автомат и обнаженный торс, Путин оказался в тупике. Сибирский Рэмбо оказался беспомощным. Миллиарды рублей утекают из России ежемесячно. Богачи пытаются спасти то, что еще можно. В прошлом году отток капитала из России составил рекордную сумму в 150 миллиардов долларов. Похоже, в этом году рекорд будет побит.
Перед этой катастрофой у Путина — два возможных варианта действия. Он может прекратить подрывную деятельность и войну на Украине, успокоить соседей в Восточной Европе и страны Запада, после чего получит мгновенное экономическое облегчение. Или же он может продолжать следовать прежним курсом, угрожать и нападать, в надежде, что его противник моргнет первым. Тогда, возможно, Россия как-нибудь снова встанет на ноги. Пока он придерживается второго варианта, и ущерб от этого огромен.
И кто переживает по этому поводу? Кто восхваляет путинизм? Странный союз праворадикальных сил в Европе и Израиле, которым вечно нужен сильный лидер, и маргинальных левых элементов на Западе, которые все еще не избавились от привычки приветствовать все, что исходит из Москвы. Да еще и некоторые мрачные режимы, получающие от Путина оружие. Развязать войну в другой стране — для этого не надо быть семи пядей во лбу. Настоящий экзамен для страны и для ее руководства — умение обеспечить процветание и достойную жизнь гражданам. Обама показал на этом экзамене неплохие результаты, а Путин полностью провалился. Он еще раз доказал, что если в стране сильный лидер, значит граждане — слабые.