Основание для реструктуризации долга — это сокращение объема новых кредитов, необходимых для спасения неплатежеспособного лица. Кредиторы предлагают облегчение долгового бремени, чтобы повысить их возврат и выдавать как можно меньше новых кредитов неплатежеспособному предприятию.
Но кажется, что кредиторы Греции не способны оценить этот разумный финансовый принцип. Когда дело доходит до долгов Греции, то за последние пять лет возник один четкий порядок действий. Он существует по сей день.
В 2010 году, Европа и Международный Валютный Фонд выдали кредит равный 44% ВВП страны неплатежеспособному греческому государству. Само упоминание о реструктуризации долга было признано неприемлемым и поводом для высмеивания тех из нас, кто осмелился говорить о неизбежности реструктуризации.
В 2012 году, когда отношение долга к ВВП стремительно выросло, частные кредиторы Греции потеряли 34% своих денег. Однако, в это же время новые кредиты на сумму 63% ВВП были добавлены в госдолг Греции. В ноябре, Еврогруппа (включая министров финансов членов еврозоны) указала, что списание долгов будет завершено к декабрю 2014 года, когда программа 2012 года будет «успешно» завершена и греческий государственный бюджет достигнет первичного профицита (без учета процентных платежей).
Однако в 2015 году, когда был достигнут первичный профицит бюджета, кредиторы Греции отказались обсуждать облегчение долгового бремени. В течение пяти месяцев, переговоры оставались в тупике, завершаясь 5 июля референдумом в Греции, в котором подавляющее большинство голосов отвергло дальнейший режим жесткой экономии, а также сдачей греческого правительства, формализованной 12 июля в соглашении евро саммита. Это соглашение, которое теперь является основой для отношений Греции с еврозоной, увековечивает пяти летнюю систему игнорирования реструктуризации долга до конца: следом за ужесточением налогово-бюджетной политики, экономическим спадом и последующим сбоем в системе.
Действительно, последовательность нового «спасения», предполагаемого соглашением 12 июля предсказуемо начинается с принятия жестких налоговых мер до конца месяца и среднесрочных целевых бюджетных показателей эквивалентных очередной степени режима строгой экономии. Затем, в середине лета начнутся переговоры о новом крупном кредите, который составляет 48% ВВП (отношение долга к ВВП уже выше 180%). Наконец, ожидается, что в ноябре (а это самый ранний срок), после того, как первый обзор новой программы будет завершен «Еврогруппа будет готова рассмотреть, при необходимости, возможные дополнительные меры... направленные на обеспечение того, чтобы потребности в финансировании оставались на приемлемом уровне».
В ходе переговоров, в которых я участвовал с 25 января по 5 июля, я неоднократно предлагал нашим кредиторам серии разумных долговых свопов. Цель состояла в том, чтобы минимизировать объем нового финансирования, необходимого от Европейского Механизма Стабильности и МВФ для того, чтобы рефинансировать греческий долг и гарантировать, что Греция сможет в течение 2015 года подать на программу покупки активов (количественное смягчение) Европейского Центрального Банка, эффективно восстанавливая Греции доступ к рынкам капитала. Мы подсчитали, что потребуется не более €30 млрд ($33 млрд, или 17% ВВП) финансирования от новых источников ЕСМ, ни один из которых не потребуется для основного греческого государственного бюджета.
Наши предложения не были отклонены. Хотя нам с уверенностью сказали, что они были технически и юридически разумными, они просто никогда не обсуждались. Политическая воля Еврогруппы решила проигнорировать наши предложения, закончить переговоры, наложить бессрочные каникулы и заставить греческое правительство согласиться со всем — в том числе огромным новым кредитом, который почти в три раза больше того, предложенного нами. Вновь, кредиторы Греции неразумно спешат, настаивая, что новый кредит должен быть согласован до обсуждения списания долгов. В результате этого, необходимый размер нового кредита начал неутомимо расти, как в 2010 и 2012 годах.
Неустойчивый долг, рано или поздно, будет списан. Но точные сроки и характер этого процесса делает огромную разницу для экономических перспектив страны. Сегодня, Греция переживает гуманитарный кризис, потому что ее неизбежная реструктуризация долга используется как предлог для ее бесконечной отсрочки. Один высокопоставленный чиновник Еврокомиссии однажды спросил меня: «Ваш долг будет списан что бы то ни стало, так зачем вы расходуете драгоценный политический капитал настаивая на том, чтобы мы начали реструктуризацию сейчас?»
Ответ должен был быть очевидным. У ранней реструктуризации долга, которая уменьшает размер новых кредитов и делает уровень задолженности приемлемым до того, как проведены любые реформы, есть все шансы набрать инвестиции, стабилизировать доходы и приготовить страну для восстановления. Однако, долговое списание такого типа, как в Греции в 2012 году, которое стало следствием сбоя программы, только способствует сохранению нисходящей спирали.
Почему кредиторы Греции отказываются начать реструктуризацию задолженности до того, как начинаются любые переговоры о новых кредитах? И почему они предпочитают предлагать Греции новый кредит, который намного больше, чем необходимо?
Ответы на эти вопросы мы не найдем в сфере логического подхода к финансам, как государственным, так и частным, ибо они находятся твердо в сфере силовой политики. Долг — это сила для кредитора. Греция выучила горьким опытом то, что неустойчивый долг делает из кредитора многоголовое морское чудовище Левиафан. Жизнь под его контролем становится опасной, жестокой и, для многих моих соотечественников, короткой.
Янис Варуфакис — бывший министр финансов Греции, член парламента от партии СИРИЗА и профессор экономики в университете Афин.