Кремль хотел превратить Газпром в мощное геополитическое оружие. Вместо этого он превратил газовый гигант из третьей крупнейшей акционерной компании в мире в развалину, которая при сохранении нынешней политики вполне может обанкротиться.
Масштабы и скорость падения Газпрома поражают воображение. На пике успеха в 2006-2008 гг. его рыночная стоимость достигала 360 миллиардов долларов и он занял третье место в списке крупнейших акционерных компаний планеты, отстав лишь от ExxonMobil и Petro China. Зампред правления Газпрома Александр Медведев в тот период неоднократно заявлял, что в течение 7-10 лет российский энергетический гигант станет крупнейшей компанией в мире с капитализацией 1 триллион долларов.
Годы прошли, но вместо роста до 1 триллиона долларов капитализация компании по состоянию на 28 июля 2015 года обвалилась до 51 миллиарда долларов . Причем данный показатель не рухнул разом, а неуклонно снижался на протяжении нескольких лет, в результате чего Газпром скатился с третьего на 170-е место среди ведущих публичных корпораций мира.
Но это, видимо, еще не предел, и компания продолжает демонстрировать симптомы серьезной болезни.
В первом полугодии 2015 года Газпром снизил добычу газа на 12,9%. В этой связи общая добыча за год может упасть примерно до 420 миллиардов куб м вместо изначально запланированных 485 миллиардов куб м. В предыдущем году добыча Газпрома снизилась на 9% до 444 миллиардов куб м. Эксперты считают, что добыча концерна не будет расти еще как минимум два-три года.
По последним данным Федеральной таможенной службы РФ, Газпром в январе-мае 2015 года экспортировал в страны дальнего и ближнего зарубежья (вне ЕАЭС) газа на сумму 18,768 миллиарда долларов, что на 35,8% меньше, чем в тот же период прошлого года.
Аналитики прогнозируют, что по итогам 2015 года из-за падения добычи и плохой ценовой конъюнктуры выручка Газпрома упадет примерно на 30%, а EBITDA — на 35%. Чистая прибыль Газпрома в 2014 году по международным стандартам финансовой отчетности упала по сравнению с 2013 годом в 7 раз с 1.139 триллиона рублей до 159 миллиардов рублей. А в пересчете на доллары по курсу на конец соответствующего года прибыль сократилась и вовсе в 12,5 раз с 34.8 миллиарда долларов до 2,8 миллиарда долларов.
Кто виноват?
Так что же случилось? Почему компания, имеющая доступ к самым обширным в мире запасам природного газа и расположенная в стране, граничащей с двумя ведущими потребителями энергии на планете — Евросоюзом и Китаем — демонстрирует столь удручающие результаты?
Кремль, обладающий контрольным пакетом акций Газпрома, предпочитает винить падение цен на энергоносители и снижение спроса в «теплые зимы», но все не так просто. Например, нефтегазовые гиганты ExxonMobil и Petro China, соседи Газпрома по тройке лидеров в середине 2008 года, хоть и пострадали немного от низких цен на углеводороды, сейчас по-прежнему занимают соответственно второе и шестое места в рейтинге крупнейших компаний. Между тем Газпром не просто упал в цене, а стал лидером по обвалу капитализации среди 5 тысяч ведущих компаний мира.
Что касается заявляемого снижения спроса, то на фоне сокращения поставок в Европу из России, поставки из Норвегии наоборот растут. Так, по последним данным, в четвертом квартале 2014 года и первом квартале 2015 года Норвегия впервые значительно — примерно на 50% — обогнала Россию по объемам поставок газа в Западную Европу. Иными словами, дело и не в «теплых зимах» тоже.
По мнению экспертов, основной проблемой Газпрома является то, что он управляется не как коммерческое предприятие, а как политическое орудие Кремля. Администрация Путина постоянно заставляет компанию обслуживать свои политические интересы. Примерами являются скупка Газпромом крупных СМИ, которые затем были превращены в рупор Кремля, запугивание (Украина) или покупку верности (Армения) соседних государств при помощи газа в угоду Москве, и спонсирование исключительно имиджевых Олимпийских игр в Сочи.
«Обвал Газпрома стал отражением болезни, охватившей всю построенную президентом Владимиром Путиным экономику», — написало по этому поводу экономическое издание Bloomberg. По прогнозам опрошенных изданием международных экспертов, Россия в 2015 году станет одним из лидеров по темпам падения валового внутреннего продукта (ВВП), заняв второе место в рейтинге слабейших экономик мира. А поскольку Кремль не блещет экономическими талантами в целом, то и с Газпромом обращается соответственно.
Поэтому, несмотря на губительные результаты своей политики, администрация Путина продолжает заставлять Газпром осуществлять очень сомнительные с деловой точки зрения, но «геополитически важные» проекты. Наиболее яркими примерами являются трубопровод в Китай и газопроводы в обход Украины.
Украина
Начнем с Украины. По причине геополитических амбиций Кремля Газпром практически потерял рынок этой страны: поставки газа упали с 36,4 миллиарда куб м в 2010 году до 3,7 миллиарда куб м за первое полугодие текущего года, а с 1 июля полностью прекратились.
Более того, Москва объявила о намерении прекратить (или как минимум сократить с нынешних 60-62 миллиардов куб м в год до 10-30 миллиардов куб м) транзитные поставки газа через Украину в Европу с 2019 года. Газ, по плану Кремля, будет поставляться через планируемые для этих целей третью и четвертую нитки «Северного потока» и «Турецкий поток».
По мнению аналитиков, данный шаг объясняется скорее политическими, чем экономическими соображениями. Во-первых, заявленная стоимость двух дополнительных нитей «Северного потока» составляет 9,9 миллиарда евро (10.9 миллиарда долларов), а первой из четырех нитей «Турецкого потока» — 3,3 миллиарда евро (3,6 миллиарда долларов). Даже если предположить, что строители уложатся в изначальный бюджет, чего почти никогда не происходит, общая стоимость этих двух проектов составит порядка 23,1 миллиарда евро (25,4 миллиарда долларов).
Во-вторых, по подсчетам экспертов, Газпром в 2014 году платил за транспортировку 1 тысячу куб м по «Северному потоку» 43 доллара, а через Украину — 33 доллара.
Ну и, в-третьих, в случае прекращения или сокращения поставок через Украину, Газпрому все равно придется продолжать платить Словакии и Болгарии до 2028 и 2030 гг. соответственно транзитные платежи в размере около 800 миллионов долларов в год вне зависимости от объемов прокаченного газа.
Иными словами, Газпром намерен потратить как минимум 25 миллиардов долларов на новые газопроводы, чтобы прокачивать по ним газ по стоимости 43 доллара за 1 тысячу куб м, хотя он может без всех этих затрат транспортировать его уже сейчас через Украину по 33 доллара за 1 тысячу куб м? Киев неоднократно заявлял, что готов к переговорам по транзиту российского газа в Европу после 2019 года. В этой связи попытки Москвы минимизировать или остановить поставки через Украину, несмотря на явную экономическую нецелесообразность данного шага, могут объясняться лишь желанием наказать Киев за неподчинение Кремлю. А заплатит за все Газпром.
Китай
Теперь что касается трубопровода в Китай — «Силы Сибири». В мае прошлого года Москва и Пекин объявили о заключении между Газпром и китайской CNPC 30-летнего контракта на общую сумму 400 миллиардов долларов на поставки в КНР до 38 миллиардов куб м газа в год.
Контракт был заключен на фоне введения Западом санкций в отношении России, и связанные с Кремлем обозреватели тогда объявили эту сделку громадной геополитической победой администрации Путина, заявляя, что договор заключен в пику Западу, и очень важен как доказательство великодержавности России и невозможности ее изоляции.
Однако, судя по атмосфере тайны, которой окутан этот контракт, есть причины полагать, что экономические выгоды для Газпрома представляются весьма сомнительными. И та ограниченная информация, что все-таки имеется, лишь подтверждает эти опасения.
Во-первых, это очень дорогостоящий проект. Оценки стоимости строительства разнятся от заявленных Кремлем 55 миллиардов долларов до подсчитанных газпромовскими специалистами 100 миллиардов долларов и выше. Причем российская сторона обязалась построить инфраструктуру для добычи, переработки и хранения газа, а также его транспортировки до границ КНР, за свой счет. Правда, при подписании договора заявлялось, что КНР предоставит предоплату в размере 25 миллиардов долларов, но затем и этого не произошло, и Газпром принял решение осуществлять проект на заемные деньги, что еще больше увеличивает его стоимость.
Во-вторых, не все ясно с ценой поставляемого в Китай газа. Изначально заявлялось, что сумма сделки составляет 400 миллиардов долларов, но уже через несколько месяцев чиновники заговорили о ее снижении до примерно 300-320 миллиардов долларов из-за падения цен на нефть. Учитывая, что на момент заключения контракта нефть стоила 100-105 долларов, а теперь цена упала до порядка 50 долларов, стоимость контракта с Китаем по подсчетам приближается к 200 миллиардамв долларов.
Если при общей сумме контракта в 400 миллиардов долларов и расходах на строительство в 55 миллиардов долларов проект считался едва-едва, но рентабельным, то при сокращении суммы контракта до примерно 200 миллиардов долларов и росте расходов на строительство до 100 миллиардов долларов (или выше) он представляется исключительно убыточным.
Но это еще не все. Хотя заявлялось о наличии в контракте условия «бери или плати», по некоторым данным, оно распространяется не на весь объем поставок, а лишь примерно на половину.
Кроме того, огромные затраты на данный проект могут лишить Газпром средств на строительство других, потенциально более выгодных проектов на Дальнем Востоке, т.е. КНР станет практически единственным возможным покупателем. Учитывая, что Китай обладает очень диверсифицированной сетью поставок газа, и зависит от импорта энергоносителей гораздо меньше, чем Россия зависит от их экспорта, Пекин практически сможет диктовать России, сколько газа и по каким ценам он будет закупать.
Иными словами, Россия понесет огромные расходы на строительство и обслуживание гигантского газопровода, ради которого, возможно, придется пожертвовать другими проектами, чтобы поставлять КНР газ почти по себестоимости при высоких ценах на газ, и ниже себестоимости — при низких. Причем у Китая будут все рычаги для навязывания выгодных ему расценок, а Пекин известен склонностью не упускать возможности сбить цену.
Что дальше?
В общем итоге, учитывая колоссальную стоимость движимых геополитическими амбициями Кремля проектов строительства газопроводов в Китай и в обход Украины (их общая стоимость может превысить 125 миллиардов долларов, при текущей рыночной капитализации Газпрома всего 51 миллиард долларов), связанные с ними огромные риски, и многочисленные вопросы касательно их окупаемости, Газпром имеет большие шансы уже не только потерять место среди крупнейших компаний мира, а попросту обанкротиться.