На стратегию завоевания людей Путина, который поровну разделяет между приближенными государственные капиталы и права, упала тень. Дело в том, что в результате антироссийских санкций и экономического кризиса сокращаются источники дохода власти. Появились признаки конфронтации в российской правительственной элите, которая борется за свои сокращающиеся доли.
Компания «Ростех», которой управляет старый друг Путина Сергей Чемезов, является огромным конгломератом, который объединяет около 700 военных предприятий. Правительство приступило к обсуждению того, чтобы превратить фармацевтические компании, находящиеся под крылом «Ростеха», в монопольные предприятия, которые будут обеспечивать государство медикаментами для лечения туберкулеза, СПИДа и гепатита, а также препаратами крови.
Доля государственных закупок составляет 25% от общего объема фармакологического рынка. В прошлом году государство потратило на вышеуказанные препараты и продукты крови около 33,1 миллиарда рублей. Компании, имеющие отношению к «Ростеху», выступают в роли посредников, покупая медицинские препараты и снабжая ими государство. Предполагается, что в будущем эта сфера будет унифицирована.
Официально правительство говорит о том, что цель состоит в национальном производстве лекарственных средств, однако это не что иное, как «кумовской капитализм».
За этими действиями стоят трудности «Ростеха», которые он начал испытывать в ключевой военной сфере. Западные страны запретили импортировать военную продукцию российского производства. Это привело к снижению чистой прибыли «Ростеха» на 15% по сравнению с прошлым годом. В этом году чистая прибыль составила 33,9 миллиарда рублей. Цель «Ростеха» состоит в том, чтобы покрыть недостачу за счет сферы лекарственных препаратов.
В 2000 году к власти пришел Владимир Путин. Он начал заниматься централизацией политики и экономики. Важные экономические сферы оказались под контролем государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий. Таким образом была создана модель государственного капитализма с централизованным инвестированием капиталов. Главами государственных компаний Путин назначил своих приближенных, что привело к зарождению «кумовского капитализма», при котором доходы делились поровну между участниками.
Типичными примерами являются «Ростех» и «Роснефть». Предполагается, что глава «Ростеха» Чемезов и президент «Роснефти» Сечин, как и Путин, имеют отношение к КГБ.
Это касается и губернаторов областей, а также новых корпораций: если они не верны власти, они не получают права и капитал. Главный секрет вертикальной власти состоит в том, что денежные потоки находятся в руках правительства.
Тем не менее ситуация кардинально изменилась. В настоящее время администрация Путина лишилась огромных доходов, которые приносили природные ресурсы. Это совпало с введением западных санкций, которые нанесли сокрушительный удар по военной, финансовой и нефтяной сферам. Теперь власти и государственным предприятиям не хватает денежных средств.
Ранее доля Газпрома в ВВП составляла 10%, однако в этом году объемы производства продемонстрировали минимальный показатель за последние 20 лет. По прогнозам, доходы Газпрома сократятся на 27%. Оказавшаяся в сложной ситуации Роснефть просит о собственном экспорте газа и лишении Газпром монопольного права на использование газопровода.
При этом неприятности коснулись и сферы нанотехнологий. В этом месяце был отправлен под домашний арест приближенный президента «Роснано» Анатолия Чубайса по подозрению в многомиллионной растрате. Есть информация о том, что многие чиновники сбежали за границу, опасаясь судебного преследования. Чубайс входит в правительственную элиту со времен президента Ельцина. Предполагается, что это дело должно оказать давление и на него.
В настоящее время российская элита поддерживает Путина. Пока нет предпосылок к тому, что в ближайшее время может произойти серьезный раскол. Тем не менее период «прилива» прошел. Нет сомнений в том, что скоро появятся оставшиеся на плаву и утонувшие.