Турция объявила об окончании начатого в 2012 году мирного процесса, целью которого был поиск мирного решения в конфликте с повстанцами Рабочей партии Курдистана. Курдское население страны одно время поверило обещаниям мира Эрдогана и оказало ему решающую поддержку на президентских выборах 2014 года. Тем не менее пакет реформ оказался пустым, а потворство турецких властей Исламскому государству во время осады курдского города Кобане в Сирии осенью прошлого года развеяло последние иллюзии насчет истинных намерений Анкары.
Возмущенные курды поддержали в июне Демократическую партию народов, которая впервые в истории страны смогла принять участие в парламентских выборах. Получив 80 депутатских кресел, ДПН разрушила мечту о сверхвласти Эрдогана, чья Партия справедливости и развития лишилась большинства в парламенте. В таких условиях президент Эрдоган, чей премьер сейчас бьется над формированием правительственной коалиции, пытается разыграть карту террористической угрозы родине в надежде поднять волну национального единения вокруг своей персоны.
Главными врагами по-прежнему остаются курдский «сепаратизм» (на фоне формирования автономного региона в Сирии) и «террористы» РПК, которая еще недавно была официальным партнером «мирного процесса». Чтобы задобрить западных союзников, турецкая власть говорит о борьбе с ИГ. Но это всего лишь дымовая завеса, потому что несколько авиаударов и пара сотен умеренных сирийских оппозиционеров — сущий пустяк для ИГ, которое Турция до сих пор защищала.
ИГ не взяло на себя ответственность
Что касается теракта с участием смертника 20 июля, который унес жизни 32 курдских добровольцев, решивших помочь с восстановлением Кобане, здесь существуют серьезные подозрения в полицейских манипуляциях. Личность террориста (от его тела после взрыва не осталось и следа) удалось установить по чудесным образом сохранившемуся удостоверению личности. И ему, кстати, как-то удалось проскользнуть мимо полицейских, которые проводили досмотр во время собрания курдов. Все камеры наблюдения по странному стечению обстоятельств не работали. Наконец, не склонное к излишней скромности ИГ не берет на себя ответственность за акцию, которая, как и ожидалось, повлекла за собой мщение курдских активистов, что дало Анкаре предлог для прекращения мирного процесса.
Истрия Турции богата на полицейские заговоры и манипуляции, от геноцида армян до греческих погромов в 1950-1960-х годах. Убийство трех курдских активистов в Париже в январе 2013 года напоминает нам, что турецкие спецслужбы не чураются и операций в самом центре Европы. Но вместо того чтобы возмутиться подобным государственным терроризмом, Запад поспешил поддержать Анкару в борьбе с РПК. Массовые аресты, активная бомбардировка баз РПК в Иракском Курдистане, преследование курдских депутатов за «поддержку терроризма» — все это вызывает опасения насчет возвращения в темные 1990-е годы.
У курдского вопроса не может быть военного решения. Анкаре следует возобновить диалог и признать права курдских граждан, как она требует того для 200 000 турок на Кипре.