Представьте себе, что вы — президент страны, на территории которой идет война. Экономика которой разрушена, потому что ваш предшественник разграбил государственную казну, а коррупция по своему размаху стоит на одном из первых мест на всем континенте. А ваши иностранные партнеры требуют мира во что бы то ни стало.
Соседняя страна, напавшая на вашу и аннексировавшая часть ее территории, стремится определять вашу политику. Радикальные силы в вашей стране грозятся устроить революцию, если вы пойдете на уступки врагу. Конечно, работа президента никогда не бывает легкой, но ТАКАЯ работа президента просто обречена на провал.
Голосуя за Петра Порошенко 25 мая 2014 года, многие украинцы верили, что голосуют за сильного человека. Такого, который сможет в течение короткого времени решить все их проблемы. Сам он в своей речи сразу после избрания пообещал, что так называемая «антитеррористическая операция» против пророссийских сепаратистов продлится всего несколько часов — ну, максимум пару дней. С тех пор, однако, на востоке Украины погибло не менее 6500 человек. А антитеррористическая операция, ставшая между делом синонимом войны, продолжается до сих пор.
О том, лгал ли Порошенко, давая подобные обещания, или был наивен, или же просто фатально переоценил собственные возможности, можно долго спорить. Однако он определенно не понимал, насколько серьезно настроена Россия в контексте ситуации в Донбассе, хотя она уже тогда стабильно поставляла туда оружие и отправляла своих военных стратегов и бойцов-добровольцев.
Но реальный размах конфликта стал понятен лишь поздним летом прошлого года. Когда украинская армия смогла отвоевать несколько городов, в войну включились регулярные части российской армии. В одних лишь боях под Иловайском в августе, по официальным данным, погибли 108 украинских солдат. Неофициальные источники говорят о нескольких сотнях. Для Порошенко такое развитие событий стало серьезным ударом по имиджу. К этому добавился экономический кризис, который пришлось ощутить на себе каждому жителю Украины.
Вместо 54,7% избирателей, проголосовавших год назад за Порошенко и обеспечивших ему победу в первом же туре выборов, сейчас отдать ему свой голос были бы готовы менее 15%. В таком стремительном падении популярности виноваты и многие другие невыполненные обещания президента.
Сразу после победы на выборах Порошенко обещал продать свой многомиллиардный бизнес, в частности, шоколадную фабрику «Рошен» и машиностроительное предприятия «Ленинская кузня». Однако он этого так и не сделал. Согласно официальному сообщению, ему не удалось найти покупателей. В борьбе с коррупцией, которую во всеуслышание объявил Порошенко, также не наблюдается сколько-нибудь серьезных успехов. Хотя после Майдана сменилось уже два генеральных прокурора, ни один из обвиняемых высокопоставленных политиков так и не отправился за решетку. И даже тем, кого при получении крупных взяток ловили с поличным, удалось бежать за границу.
Но и это еще не все: в последнее время возник целый ряд тлеющих очагов, которые президенту теперь приходится тушить. Конфликт в Мукачево на западе страны между местной мафией и националистами из «Правого сектора» повлек за собой целый скандал. Вооруженные националисты атаковали спортклуб местного депутата Верховной Рады, потому что, по их словам, хотели помешать контрабандному бизнесу. В итоге дело обернулось крупной перестрелкой.
Теперь Порошенко приходится доказывать, что государство держит вооруженные группировки под контролем. Это непростая задача, если учесть, что бойцы именно «Правого сектора» находятся на передовой войны против пророссийских сепаратистов. С другой стороны, именно они выступают против реализации Минских соглашений и требуют отставки Порошенко.
При этом не только радикалы считают Порошенко предателем. Из решительного борца с сепаратизмом, не без удовольствия фотографировавшегося в военной униформе, он постепенно превратился в дипломата, выступающего за выполнение Минских договоренностей, которые предусматривают предоставление большей самостоятельности Донецкой и Луганской областям. Эту метаморфозу значительная часть украинского общества не готова простить президенту.
Здесь все знают кого-нибудь, у кого какой-нибудь родственник или знакомый погиб на войне — за единую, европейскую Украину. Соглашение «Минск-2» многие считают невыполнимым, потому что оно требует от Украины признать российское влияние в Донбассе и фактически узаконить российскую агрессию. Конечно, находится немало и таких людей, которые требуют окончания войны любой ценой. Но даже они согласны, что имидж Порошенко изменился радикально: из сильного человека он постепенно превратился в слабака.
В такой трудной ситуации он в середине июля выступал в парламенте и буквально умолял депутатов проголосовать за изменение украинской конституции, которое предусмотрено в Минских соглашениях. Поскольку ему, очевидно, недоставало аргументов, он воспользовался другим методом: президент вдруг запел украинский гимн — так же, как это перед его выступлением сделал противник реформ Олег Ляшко.
В своем видеообращении через несколько часов Порошенко подчеркнул, что европейские и американские партнеры Украины считали мирный план безальтернативным, а Украина не может обойтись без поддержки со стороны Запада. Это факт, который Порошенко известен, как никому другому.
В итоге за изменение конституции, а конкретно за децентрализацию власти, предусматривающую, в частности, «особый статус самоуправления в отдельных частях Донецкой и Луганской областей», проголосовали 288 депутатов. Теперь этот законопроект должен проверить Конституционный суд. Когда он, предположительно осенью, вновь поступит в парламент, потребуется не менее 300 голосов, чтобы воплотить реформы в жизнь. Удастся ли Порошенко тогда переубедить своих противников?
Есть еще один важный момент, который нельзя забывать: борьба президента за выполнение Минских соглашений — это нечто намного большее, чем внутриполитическое дело. Сигнал, который Порошенко подал, обращаясь к парламенту, а позднее и к народу, предназначался и для Запада: мы остаемся партнерами и будем делать все, чтобы оставаться партнерами и далее. Для Европы это нечто само собой разумеющееся.
Но это не является самим собой разумеющимся для страны, в которой каждый видит, насколько действенны, а вернее бездейственны Минские соглашения были до сих пор. Они не смогли предотвратить ни захват Дебальцево, ни смерть более чем 170 украинских солдат после объявления так называемого перемирия. То, что в собственной стране воспринимается как слабость президента, фактически сейчас усиливает, в первую очередь, европейскую демократию. А смогут ли извлечь из этого выгоду Украина и лично Порошенко, с уверенностью можно будет сказать лишь через несколько лет.