Программа визита многочисленной группы во главе с президентом Эрдоганом охватывает Китай, Индонезию, Пакистан. Каждая из остановок этого турне важна, но Китай — особенно.
Турция и Китай — две непохожие друг на друга страны. Речь идет о широком спектре различий с политической, социальной и культурной точек зрения. Кроме того, взгляды Китая и Турции на международные политические вопросы никак нельзя назвать одинаковыми.
Тем не менее, Китай — это одна из стран мира, из которых мы импортируем наибольшее количество продукции. Кроме того, она выходит на первый план по объемам привлекаемого прямого иностранного капитала. В этой связи, несмотря на все различия, Китай и Турция могут идти бок о бок. И прежде всего отдавая приоритет торговле в двусторонних отношениях.
В 1980-е и 1990-е годы между Турцией и Китаем не наблюдалось активного взаимодействия. Но с подъемом двух стран в экономике в нулевые годы и инициацией стратегического партнерства в 2010 году страны значительно укрепили свои экономические отношения.
Китайская и турецкая экономики
Экономическая мощь Китая с каждым днем все больше обращает на себя внимание, поскольку Китай становится ключевым игроком на мировом рынке. Представление Китая в качестве мировой сверхдержавы в период после глобального экономического кризиса 2008 года объясняет, почему Китай играет такую роль.
Несмотря на то, что под влиянием кризиса Китай не обладает такими высокими темпами экономического роста, как раньше, при росте на уровне 7-8% Китай наверняка вскоре станет крупнейшей экономикой мира.
По данным 2014 года, китайская экономика уже вышла на первое место в мире при пересчете ВВП по паритету покупательной способности (17,9 триллиона долларов), в то время как по объему ВВП в текущих ценах (10,3 триллиона) Китай продолжает уступать только США. Турция же входит в двадцатку крупнейших экономик мира при ВВП в объеме около 800 миллиардов долларов.
Да, по величине ВВП между Китаем и Турцией наблюдается колоссальная разница. Но, если обратиться к такому показателю, как доход на душу населения, то Китай, будучи крупнейшей экономикой мира, попадает в одну и ту же группу с Турцией — «группа стран с доходом выше среднего».
В то же время экономические отношения двух государств, успешно справившихся с мировым экономическим кризисом, определяют и различия в структуре экономики. Между экспортом Китая в Турцию и экспортом Турции в Китай существует огромная пропасть. В 2014 году импорт Турции из Китая составил 24,9 миллиарда долларов, а экспорт — только 2,8 миллиарда. То есть в торговле Турции с Китаем наблюдается высокий дефицит торгового баланса.
Тем не менее, его невозможно покрыть захлопнув дверь перед Китаем. Решить проблему дефицита поможет более активное и сильное присутствие инвесторов, бизнесменов, предпринимателей (в эти дни сопровождающих президента Эрдогана) на китайском рынке. В противном случае, если мы будем отворачиваться от Китая — страны, которая поддерживает мировой рост и ни у кого не оставляет сомнений в том, что ее экономика обгонит США и станет крупнейшей, — это будет означать очередное заточение турецкой экономики в неприемлемые границы.
А финансированию внешнеторгового дефицита будет способствовать привлечение инвестиций из Китая, входящего в число лидеров по прямым иностранным инвестициям.
Они успешно пережили глобальный экономический кризис
Мировой экономический кризис 2008 года изменил все балансы в экономике. В этом процессе, который пошел на пользу развивающимся странам, начались новые формы интеграции, в частности, между странами БРИКС. Наращивая торговые отношения друг с другом, такие развивающиеся экономики, как Турция и Китай, также нацелены на расширение своих представительских полномочий в международных институтах. Сегодня все чаще и громче говорится о необходимости институциональных альтернатив, которые были бы созданы обеими странами.
Роль Турции и Китая, успешно переживших глобальный экономический кризис и сохранивших темпы экономического роста стабильными, нельзя недооценивать в этом процессе возникновения новых балансов. Судьбы двух стран в области энергетики, а также единая цель экономического роста способны проложить путь для активного торгово-экономического сотрудничества Турции и Китая. Кроме того, стратегическое планирование экспорта поможет сделать товарооборот двух стран более пропорциональным.
С одной стороны, Турция развивает экономические отношения в своем регионе, с другой — расширяет торговые возможности, не обходя стороной интеграционные процессы среди развивающихся стран при участии Китая. При этом ориентация на китайского потребителя, доход которого, как и взаимодействие с внешним миром, ежедневно возрастает, открывает огромный экспортный рынок для Турции. Ведь из-за проблем на рынках ЕС и Ближнего Востока Турции для продолжения своего экономического роста нужно находить альтернативы.