Сегодня христиане по всему миру сталкиваются с ростом масштабов преследований, которые подогреваются в основном исламским экстремизмом и действиями репрессивных правительств. Это в свою очередь заставило Папу Римского предупредить о некой «форме геноцида», а активистов — заговорить о «религиозно-этнических чистках».
Масштабы преследований христиан на Ближнем Востоке, в Африке к югу от Сахары, в Азии и Латинской Америке вызывают серьезное беспокойство у организаций, отслеживающих статистику нападений, совершенных на религиозной почве. Большинство подобных организаций сообщают, что за последние несколько лет ситуация в значительной мере ухудшилась.
Во время своей недавней поездки в Латинскую Америку папа Франциск признался, что он был крайне опечален, «увидев, как на Ближнем Востоке и в других регионах мира многие наши братья и сестры подвергаются гонениям, пыткам и умирают за веру в Иисуса Христа». Он продолжил: «В этой третьей мировой войне, которую мы наблюдаем сейчас, присутствует одна из форм геноцида, и этому необходимо положить конец».
На Пасху архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби (Justin Welby), лидер Англиканской церкви, заговорил о христианских «мучениках». Как он сказал в июле, христиане подвергаются гонениям почти в половине англиканских епархий по всему миру. «Они ежедневно опасаются за свою жизнь».
Принц Уэльский назвал угрозу для христиан на Ближнем Востоке «неописуемой трагедией».
По словам лорда Дэвида Алтона (David Alton), выступающего за религиозную свободу, «согласно некоторым оценкам, около 200 миллионов христиан более чем в 60 странах мира сталкиваются в той или иной мере с ограничениями, дискриминацией или открытыми преследованиями». Это примерно один из 10 христиан, которых в мире насчитывается 2,2 миллиарда. Христианство до сих пор остается мировой религией, занимающей первое место в мире по числу последователей.
«Какими бы ни были реальные цифры, масштабы преследований огромны. От Сирии, Ирака, Ирана и Египта до Северной Кореи, Китая, Вьетнама и Лаоса, от Индии, Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки до Индонезии, Малайзии и Бирмы, от Кубы, Колумбии и Мексики до Эритреи, Нигерии и Судана — во всех этих странах христиане сталкиваются с серьезными нарушениями их права на религиозную свободу», — сказал Алтон. Эти гонения принимают самые различные формы, от убийств, изнасилований и пыток до репрессивных законов, дискриминации и социальной изоляции.
Одним из последствий стала «форма религиозно-этнической чистки христианских общин», как утверждает Джон Понтифекс (John Pontifex) из католической группы Aid to the Church in Need (ACN), которая собирает информацию о преследованиях христиан. «Сегодня гонения на христиан достигли такого уровня, которого мы не видели уже очень давно, и главным итогом этого стала миграция христиан. Сейчас в мире появилась масса районов, где наблюдается резкое сокращение числа христиан».
Число открытых нападений на христиан за последние 15 месяцев свидетельствует об активизации исламских экстремистов на Ближнем Востоке и в Африке. К этим нападениям можно отнести:
• похищение более 270 нигерийских школьниц;
• казнь 21 коптских христиан в Ливии, а также другие атаки боевиков ИГИЛ в Ираке и Сирии;
• убийство 147 человек в университетском кампусе в городе Гарисса на севере Кении.
Кроме того, в Судане беременную женщину Мериам Ибрагим (Meriam Ibrahim) приговорили к смертной казни за предположительное отступничество от ислама. Этот инцидент спровоцировал протесты по всему миру, и позже ей было разрешено покинуть страну.
Но, по словам независимых наблюдателей, преследования христиан не ограничиваются подобными резонансными случаями. По данным исследовательского центра Pew, христиане сталкиваются с притеснениями в 102 странах мира — это больше, чем любая другая религия. В 2015 году американский правительственный консультативный орган, Комитет по международной религиозной свободе, выступил с рекомендацией включить восемь стран — Центральную Африканскую республику, Египет, Ирак, Нигерию, Пакистан, Сирию, Таджикистан и Вьетнам — в уже существующий список Госдепартамента «стран, вызывающих особое беспокойство».
Согласно докладу о религиозной свободе в мире, подготовленному организацией ACN, условия жизни христиан ухудшились в 55 странах мира — в первую очередь в Ираке, Ливии, Нигерии, Пакистане, Судане и Сирии. Как говорится в докладе, хотя мусульмане «тоже сталкиваются с ужасными и систематическими гонениями, а еврейские сообщества страдают от роста насилия и угроз», христиане остаются самой преследуемой религиозной группой.
По оценкам международной организаций Open Doors, занимающейся сбором данных о преследованиях христиан, за 12 месяцев до ноября 2014 года в столкновениях на почве религиозной принадлежности погибло 4 344 христиан, и 1 062 церкви подверглись нападениям. По данным этой организации, в прошлом году рост уровня гонений был зафиксирован в 24 странах, а Кения, Судан, Эритрея и Нигерия вошли в первую десятку стран с наихудшими показателями. В течение последних 13 лет этот список возглавляла Северная Корея, где около 70 тысяч христиан содержатся в ГУЛАГах, и «десятки тысяч подверглись изгнанию, арестам, пыткам и/или были убиты», говорится в докладе.
В целом, масштабы гонений на христиан растут, и «скорость роста увеличивается», как говорит Лиза Пирс (Lisa Pearce), глава отделения организации Open Doors в Соединенном Королевстве и Ирландии. По ее словам, характер этих гонений также меняется. «Прежде это грозило несколькими годами в лагерях на принудительных работах. Теперь христианская вера может стать причиной для казни через отсечение головы».
В основе роста масштабов гонений на христиан лежит всплеск исламистского экстремизма, как утверждают активисты и лидеры Церкви, указывая на вооруженные группировки, такие как ИГИЛ, «Боко харам» и «аль-Шабаб». «Одной из главных угроз для свободы религии или веры в 21 веке являются действия негосударственных субъектов в ослабленных и недееспособных государствах», — говорится в ежегодном докладе USCIRF 2015 года.
Ли Марсден (Lee Marsden), профессор университета Восточной Англии по международным отношениям, специализирующийся на религии и безопасности, считает, что одним из важных факторов стало падение авторитарных режимов на Ближнем Востоке в ходе арабской весны. «У них было множество недостатков, но они защищали религиозные меньшинства. Упраздните их, и сезон охоты на меньшинства будет открыт — это стало одним из непредвиденных последствий свержения этих правителей. Инициатива в арабской весне была перехвачена исламистами, что стало чрезвычайно плохой вестью для религиозных меньшинств».
Социальные сети дали религиозным экстремистам возможность распространить свои учения за пределы географических границ своих стран. Джонатан Сакс (Jonathan Sacks), бывший главный раввин Великобритании, выступивший недавно в Палате лордов на заседании, посвященном религиозной свободе, сказал, что интернет стал «для радикальных политических религий тем же, чем стал печатный станок для Мартина Лютера. Он позволяет им обходить и преодолевать все существующие структуры власти. Результатом стала политизация религии и религизация политики, что, как показывает история, является чрезвычайно опасной комбинацией».
Другие факторы, лежащие в основе роста масштабов гонений на христиан, включают в себя авторитарные режимы, ограничивающие деятельность определенных религиозных групп, напряженность в отношениях между различными группами, сталкивающимися друг с другом в результате миграции и переселения, и снижение уровня терпимости и плюрализма в некоторых регионах мира. На этой неделе христианские лидеры выступили с протестом против решения убрать все кресты с церквей на востоке Китая.
Преследования христиан происходят и в самых неожиданных уголках планеты. В 2014 году пятеро католических священников были убиты в Мексике, что заставило Ватикан назвать ее самой опасной страной для католиков в Латинской Америке. Влиятельные криминальные группировки видят в церкви мишень для вымогательств и отмывания денег, а некоторых священников они воспринимают как препятствия на пути к расширению своего влияния. По сообщениям местных организаций, с 2012 по 2014 год число нападений на священнослужителей в Мексике выросло на 80%.
Некоторые активисты и церковные лидеры считают, что религиозные гонения нельзя представлять как современное столкновение цивилизаций, как титаническую битву между исламом и христианством, поскольку при этом существует огромный риск спровоцировать окончательный раскол между приверженцами разных религий.
«Речь идет не об исламе и христианстве. Речь идет о праве каждого человека свободно выбирать, исповедовать и менять религию или веру — сюда же относится и право не исповедовать никакую религию», — сказал лорд Алтон.
Кардинал Винсент Николс (Vincent Nichols), архиепископ Вестминстерский и глава Католической церкви в Англии и Уэльсе, сказал: «Было бы серьезной ошибкой выдавать происходящее за конфликт между мусульманами и христианами». В качестве аргумента он привел слова одного епископа из Нигерии, сообщившего ему, что недавно в его епархии боевики группировки «Боко харам» убила 39 мусульман. «Экстремистские группировки творят насилие против всех, кто не разделяет их взглядов на мир. Христиане тоже страдают от этого насилия, но от него страдают не только христиане».
По словам Марсдена, в некоторых христианских организациях присутствует определенный элемент исламофобии, однако «в них также присутствует элемент жертвенности — идея о том, что Церковь всегда подвергалась гонениям, которая хорошо вписывается в историю мученичества».
А во время дебатов в Палате лордов архиепископ Кентерберийский напомнил присутствующим о собственной истории Церкви, которая тоже часто преследовала приверженцев других религий, отметив, что «нередкие попытки Церкви добиться следования ее учению при помощи насилия и принуждения — это повод для смирения и стыда».
В ходе тех же дебатов Сакс и некоторые другие указали на растущую угрозу, с которой сталкиваются «люди всех вер и атеисты». Он отметил: «Христиане подвергаются гонениям на всем Ближнем Востоке и за его пределами. Евреи сталкиваются с новой волной антисемитизма. Мусульмане, оказавшиеся на неправильной стороне суннитско-шиитского конфликта массово гибнут. Индусы, сикхи, буддисты, бахаисты и другие тоже страдают от преследований в некоторых регионах мира. Религиозная свобода зависит от нашей общей человечности, и, если мы не хотим ее потерять, мы должны за нее бороться. Я считаю, что именно это является главным вопросом нашего времени».
Далеко не все согласны с определением Папы Римского, назвавшего происходящее геноцидом. Но, по словам Пирс, «если вы посмотрите на то, что происходит на Ближнем Востоке, вы поймете, что речь идет о гонениях на христиан и что там, несомненно, присутствуют элементы религиозной чистки. Поэтому я понимаю, почему Папа использовал именно этот термин».
Она попыталась разграничить понятия «уничтожения» — то есть чрезвычайно жестокое насилие — и «притеснения», когда «жизнь христиан с каждым днем становится все труднее. Подобные притеснения делают церковь особенно уязвимой, когда дело доходит до открытого уничтожения». Она добавила, что самые жестокие группировки далеко не всегда становятся самыми рьяными преследователями христиан.
Меры, которые предлагают активисты, включают в себя усиление правительственного контроля, предоставление правовой помощи там, где еще сохранилась функционирующая юридическая система, создание приютов для беженцев и поддержку НПО на местах. Алтон считает, что премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону (David Cameron) необходимо назначить специального представителя по вопросам религиозной свободы, как это уже было сделано в США и Канаде.
Архиепископ Кентерберийский считает, что атаки на религиозную свободу зачастую связаны с экономическими, социальными и историческими обстоятельствами. «Если мы хотим защитить религиозную свободу во всем мире… не продавайте оружие тем людям, которые притесняют свободу вероисповедания, не отмывайте их деньги, ограничьте с ними торговлю, ограничьте контакты с ними», — сказал он. Кроме того, как говорит Николс, «для людей веры огромное значение имеет молитва: слова о том, что вы не забыты, — это ценный дар».
По словам Пирс, организация Open Doors постоянно старается объяснить, что «мы говорим о воздействии экстремизма, о том, что не только христиане страдают от преследований, что наша главная цель — создать такую среду, в которой люди могут свободно исповедовать любую религию или не исповедовать ее вовсе. Это касается не только христиан, это вопрос всеобщих прав человека, который затрагивает всех нас. Эта проблема касается не только церкви, она гораздо более масштабна».
Массовое убийство в университете города Гарисса, Кения
2 апреля 2015 года боевики из военизированной исламистской группировки «аль-Шабаб» совершили нападение на университет, в результате которого 147 человек были убиты и 79 ранены. Боевики отпускали мусульман и расстреливали тех студентов, которые назвали себя христианами — в некоторых случаях они даже заставляли студентов звонить родителям и говорить с ними по телефону прямо во время расправы. Боевики удерживали университетский колледж в состоянии осады около 15 часов, в течение которых заложниками оставались почти 700 студентов. Осада закончилась в тот момент, когда полицейские застрелили четырех боевиков. Пятому террористу удалось привести в действие надетый на нем пояс смертника, в результате чего он погиб, а несколько сотрудников кенийских спецслужб были ранены. Это стало самым кровавым терактом в Кении с момента нападения на американское посольство в 1998 году. Оно также стало очередной атакой в серии терактов «аль-Шабаб» в Кении, которые эта террористическая группировка, по словам ее членов, проводит в наказание за «неописуемые зверства кенийских служб безопасности против мусульман Восточной Африки».
В Судане беременную женщину приговорили к смерти за вероотступничество
В Судане христианка Мериам Ибрагим (Meriam Ibrahim) была приговорена к смертной казни за прелюбодеяние и вероотступничество из-за того, что она вышла замуж за христианина, с которым у них был общий сын. Мать Ибрагим, которая была христианкой, воспитывала дочь в христианской вере, после того как отец-мусульманин ушел из семьи, когда девочка была еще маленькой. Суд Судана постановил, что она должна была следовать вере своего отсутствующего отца, которая не позволила бы ей выйти замуж за христианина, и признал ее виновной в вероотступничестве. Ибрагим арестовали, когда она была на восьмом месяце беременности, и посадили ее в суданскую тюрьму вместе с ее малолетним сыном, которому еще не было двух лет. Там она ожидала казни через повешение, которая должна была произойти сразу после рождения второго ребенка. Пока она находилась в тюрьме, ей отказывали в медицинской помощи, а когда у нее начались схватки, персонал тюрьмы отказался доставить ее в больницу. Закованная в кандалы, она родила девочку прямо в тюрьме. После того как международное сообщество выступило в защиту Ибрагим, ее освободили из тюрьмы в соответствии с постановлением суданского апелляционного суда, однако ее снова арестовали, когда на следующий день после освобождения она поднималась на борт самолета вместе с мужем и двумя детьми. После напряженных дипломатических переговоров семье позволили покинуть страну, и теперь они живут в США.
Нападения боевиков ИГИЛ на христиан в Ираке, Сирии и Ливии
С момента падения режима Саддама Хусейна численность христианского населения Ирака существенно сократилась, потому что многие из них бежали из страны из-за роста масштабов преследований. Христиане, а также другие меньшинства, стали жертвами боевиков ИГИЛ во многих районах Ирака и Сирии, находящихся под их контролем. По некоторым данным, в 2014 году в связи с появлением ИГИЛ более 100 тысяч человек, многие из которых — христиане, бежали в Каракош, Мосул и на Ниневийскую равнину. Исламистские экстремисты заставляют христиан выбирать между переходом в ислам, уплатой огромного налога или смертью. В феврале 2015 года боевики ИГИЛ выложили в сеть видеоролик, на котором они обезглавили 21 коптского христианина на одном из ливийских пляжей. Спустя два месяца в сети появилось второе видео, на котором боевики ИГИЛ обезглавили и расстреляли 30 эфиопских христиан.
Похищение школьниц боевиками «Боко харам» в Нигерии
14 апреля 2014 года группа боевиков «Боко харам» атаковала школу в преимущественно христианской деревне Чибок. Они похитили девочек, вернувшихся в школу, чтобы сдать последний экзамен. До сих пор остается неясным, сколько девочек было похищено, однако, по разным оценкам, их могло быть от 276 до 329. Спустя несколько недель после налета на школу 53 девочкам удалось бежать. Школьниц доставили в укрепление «Боко харам», и отчаянные попытки их семей и правительства Нигерии освободить заложниц не увенчались успехом. Спустя месяц после похищения боевики «Боко харам» выложили видео, на котором 130 похищенных девочек были одеты в мусульманскую одежду. По некоторым данным, их держат в качестве сексуальных рабынь и заставляют принимать ислам.