Свердловская область РФ и китайская провинция Хэйлунцзян КНР достигли договоренности на недавно завершившейся Международной российский инновационной промышленной выставке «Иннопром-2015», о создании в Екатеринбурге логистического центра китайской интернет-торговли. В борьбе за российский рынок среди китайских и зарубежных компаний интернет-торговли, китайские компании в данный момент обладают большей привлекательностью.
Китай как основная сила российской трансграничной электронной коммерции
В России развитие интернет-торговли началось относительно поздно. Однако эта отрасль развивается весьма стремительно. В своем исследовании аналитическое агентство интернет-отрасли East-West Digital News (EWDN) утверждает, что объем российского трансграничного рынка электронной коммерции уже вырос до 5 миллиардов долларов США. В прошлом году, в ходе шоппинг-фестиваля ко «дню холостяков» компании Taobao, «поклонники» этого сайта в России также впервые поучаствовали в этом мероприятии. Среди пользователей торговой площадки Aliexpress из разных стран, наиболее активными оказались клиенты из России: за один день они оформили более 2 миллиона заказов. Руководитель продаж компании Alibaba в России Марк Завадский заявил в интервью журналисту, что в 2014 году, заказы на платформе AliExpress делали клиенты из разных регионов страны.
Согласно исследованию компании «Открытые данные», в настоящее время в России зарегистрировано 3 миллиона зарубежных и 1,17 миллиона российских сайтов интернет-торговли. Больше всего в интернете продаются товары электроники, книги и одежда. Кроме того, относительно большой товарооборот зарегистрирован у сайтов, торгующих строительными материалами и мебелью.
В условиях борьбы российских и зарубежных компаний интернет-торговли за российский рынок, китайские интернет-ритейлеры демонстрируют довольно хорошие показатели. Агентство EWDN считает, что в 2014 году, среди компаний электронной коммерции в России, основной движущей силой на этом рынке стали китайские компании. В 2014 году почти 70% заказов трех основных торговых интернет-площадок (это Alibaba, eBay и Amazon) составляли заказы товаров, которые отправлялись из Китая. Помимо этого, китайское сообщество интернет-ритейлеров обычно рассматривает Россию как наиболее перспективный зарубежный рынок. Управляющий менеджер международной логистической компании Ruston Express Юй Хан считает, что в 2015 году количество посылок, отправляемых из Китая в Россию может превысить 100 миллионов штук.
По данным всемирной компании исследования рынков TNS, в августе 2014 года, компания AliExpress вошла в десятку самых популярных в России компаний интернет-торговли, значительно обогнав своих конкурентов. В крупнейшей в России социальной сети ВКонтакте, аккаунт AliExpress уже насчитывает более 1,5 миллиона подписчиков. Российские покупатели, также, как и китайские, предпочитают закачивать «красивые фотографии покупателей», а также выставлять напоказ в соцсетях товары, которые им удалось найти на сайтах, советуя друг другу воспользоваться услугами того, или иного продавца. Количество форумов, где российские пользователи обсуждают покупки в интернете уже выросло до нескольких десятков тысяч. По словам Марка Завадского из российского представительства Aliexpress, рассказал, что российские женщины предпочитают фотографироваться для интернета в элегантной одежде, и это ввело в заблуждение главных продавцов одежды на платформе Aliexpress. На самом деле, больше всего на этом сайте продается смартфонов, планшетных компьютеров (ПК) и аксессуаров для автомобилей.
На 11-й день после запуска на российском рынке другого китайского интернет-ритейлера, JD.com, портал Price.ru разместил на своем сайте отчет, согласно которому средняя ежедневная посещаемость JD.com выросла до 80 тысяч посетителей. Ежедневно на этом сайте в среднем совершалось по 1000 сделок, что позволило порталу стать достойным конкурентом AliExpress. Автор отчета, аналитик Price.ru Алексей Петровский считает, что за пять лет портал JD.com вполне может занять 20% российского рынка интернет-торговли.
Прорваться сквозь языковой и логистический барьер
Менеджер по Китаю крупнейшей российской поисковой интернет-компании Яндекс Яков Геронимус заявил в интервью «Жэньминь Жибао», что для того, чтобы развиваться на российском рынке, китайским компаниям электронной коммерции предстоит еще проделать большую работу в отношении языка и логистики. Над автоматическим бессистемным переводом на русский язык на страницах портала AliExpress пользователи много смеялись. На главных страницах сайтов JD.com и OSell корректный русский язык, а более детальное описание товаров дано на английском языке. По словам Марка Завадского, Alibaba пытается разработать лучшее программное обеспечение для перевода, чтобы облегчить общение между покупателями и продавцами.
Различные китайские компании интернет-торговли решают проблему логистики по-разному, делая все возможное, чтобы расширять многостороннее сотрудничество. Заработал первый крупномасштабный зарубежный склад общего профиля, созданный благодаря сотрудничеству между китайским центром международной торговли «Гринвуд» и хэйлунцзянской логистической компанией Ruston. На этом складе в день обрабатывается почти 10 тысяч заказов, благодаря чему срок доставки товаров до интернет-покупателей сократился до 2-7 дней. Кроме того, возврат товара и гарантийное обслуживание через этот склад улучшили впечатление от шоппинга у российских потребителей. В ноябре прошлого года также был открыт грузовой авиарейс между Харбином и Екатеринбургом. Председатели генеральных торговых палат России и Китая, а также руководитель международного бизнес-центра «Гринвуд» в Москве Цай Гуйжу заявили журналистам, что создание зарубежного склада, приграничного склада и учреждение филиалов для адаптации к местному рынку будет способствовать улучшению в направлениях логистики и таможенного оформления.