Согласно недавнему исследованию международного Института экономики и мира Украина занимает первое место в списке стран, имеющих наибольшие проблемы с соседями, тогда как Белоруссия — лишь 110-е. Не влияет ли такое несовпадение на белорусско-украинские отношения?
Очевидно, что печальному лидерству Украины в упомянутом списке способствовало кардинальное обострение отношений с восточным соседом — Россией. Минск, как известно, чрезвычайно тесно связан с Москвой во всех сферах. Как следствие, вот уже почти два года белорусско-украинские отношения рассматриваются преимущественно сквозь призму конфликта между Украиной и Россией.
Тем не менее, даже в условиях российско-украинского противостояния и определенной непоследовательности поведения официального Минска статус-кво нарушен не был, и напряжения в белорусско-украинских отношениях не произошло.
Политика: без больших проблем
Стоит отметить, что каких-то глубоких и продолжительных политических противоречий между Белоруссией и Украиной не наблюдалось за весь период их существования как независимых государств.
Правда, Виктор Ющенко, заняв пост президента в 2005 году, подписал с Джорджем Бушем довольно жесткую совместную декларацию о продвижении демократии на Кубе и в Белоруссии, но ни к каким конкретным негативным последствиям это не привело. Более того — в дальнейшем личные взаимоотношения украинского президента с его белорусским коллегой неожиданно для многих стали вполне дружественными, что неоднократно подчеркивал Александр Лукашенко.
Можно, конечно, вспомнить многолетнюю тяжбу по пограничной проблеме. Но и она была вызвана экономическими причинами — расхождениями в оценке размеров долгов украинских предприятий белорусским, оставшихся еще с советских времен. В итоге год назад в Чернигове состоялась церемония подписания долгожданного соглашения о демаркации границы между государствами.
Экономика: помехи изнутри и извне
В пользу отсутствия политических проблем свидетельствовало также успешное развитие экономического сотрудничества.
В течение последнего десятка лет Украина обеспечивала 6-8% белорусского внешнеторгового оборота (больше, чем Китай), занимая по данному показателю второе-третье места. Наилучшие результаты были достигнуты в 2012-м, когда взаимный товарооборот достиг 7,9 миллиардов долларов (8,6%), а положительное для Белоруссии сальдо — 3,2 миллиарда долларов.
Однако затем пошло снижение. Несмотря на то, что во время инаугурации Петра Порошенко белорусский лидер заявил о возможном увеличении товарооборота до 15 миллиардов долларов, в 2014-м он уменьшился до 5,8 миллиарда долларов.
Негативная тенденция, судя по всему, сохраняется: за первые пять месяцев текущего года товарооборот между странами составил всего 1,24 миллиарда долларов при положительном для Белоруссии сальдо 540 миллионов долларов — то есть, сокращение произошло практически в два раза.
Причин тому несколько. Главным фактором является неважное, мягко говоря, состояние белорусской экономики в целом, которое привело к падению общего объема внешней торговли на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Кроме того, едва ли можно было ожидать, что в условиях фактической, пусть пока и на самой широкомасштабной войны потребности Украины останутся на прежнем уровне. И если бы не то обстоятельство, что основу белорусского экспорта на Украину составляют нефтепродукты, спрос на которые всегда высок, ситуация была бы еще хуже.
Наконец, весной прошлого года между Минском и Киевом началась, по сути, торговая война. «Боевые» действия начала Белоруссия, введя лицензирование импорта ряда украинских товаров под предлогом необходимости выполнения своих обязательств по Таможенному союзу. Не исключено, кстати, что к этому ее вынудила Москва.
Украина ответила установкой специальных пошлин на ввоз белорусской продукции. На достижение договоренности об отмене взаимных экономических санкций понадобилось три месяца. Казалось бы, инцидент исчерпан, однако недавно появилась информация, что белорусские власти вновь прорабатывают вопрос о введении дополнительных пошлин на ввоз украинских товаров некритического импорта.
Есть, правда, надежда, что разногласия удалось снять на заседании белорусско-украинской межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, которое состоялось 24 июля в Чернигове, но официальных сообщений на этот счет не было.
Многое зависит от Москвы
Высказывались мнения, что реальное сближение Белоруссии и Украины на европейской платформе создало бы неплохие предпосылки к заметному улучшению геополитической конфигурации в регионе. Однако на данный момент подобный альянс — из разряда фантазий.
Чтобы он состоялся, необходимы, с одной стороны, твердое намерение обеих стран, а с другой — отсутствие у Кремля возможности влиять на развитие событий.
Пока же мы видим участие Белоруссии в одном проекте (Евразийском экономическом союзе) и стремление Украины примкнуть к совершенно другому. Да и Москва еще вполне в состоянии воспрепятствовать любым попыткам сближения Минска с Киевом на европейской платформе.
С учетом этих факторов, перспективы белорусско-украинских отношений радужными не назовешь. Сохранить бы нынешнее положение дел.